50 дней после Пасхи: шествие-карагод, обряды и ремесленные мастер-классы
Почему обряды называются «Троецкие гуляния»?
Дни празднования Троицы:
Украшения и блюда на Троицу
С чего начиналось празднование Троицы?
Что делали дети и молодёжь на Троицу?
Троицкие обряды Усть-Лабинского района
Как встречали Троицу в станице Тенгинской?
Особенности троицких обрядов в станице Некрасовской
Чем отличались традиции на Троицу в станице Кирпильской?
Что особенного делали на Троицу в станице Новолабинской?
Как празднование Троицы проходило в станице Ладожской?
Какие традиции на Троицу известны в станице Воронежской?
Какие обряды на Троицу сыграли в хуторе Аргатове
Крещение и похороны кукушки
Вождение комары

Коллективные Троецкие гуляния прошли в хуторе Аргатове Усть-Лабинского района. После праздничного богослужения 8 июня в храме святого князя Владимира шествие-карагод направилось к набережной реки Кирпили.
Под раскидистыми ивами и шатрами-палатками расположились ремесленники и мастерицы. Детвора вместе со взрослыми заплетала венки и хороводы, мастерила тряпичных кукол в разноцветных нарядах и глиняные свистульки с росписью.
Мастер-классы провели:
- Анатолий Квашнин – мастер глиняной игрушки;
- Надежда Кожевникова – мастер художественного плетения;
- Марина Теплинская – мастер народной тряпичной игрушки.
В Троецких гуляниях в Аргатове приняли участие кубанские фольклорные коллективы:
- «Кубаночка» из станицы Новолабинской Усть-Лабинского района;
- «Кубанцы-Воронцы» из станицы Воронежской Усть-Лабинского района;
- «Сударушка» из хутора Аргатова;
- «Мария» из станицы Андрюки Мостовского района;
- молодёжный коллектив «Новолетие» и детский коллектив «Маруся» под руководством Марины Теховой из Центра «Казачья воля» в городе Усть-Лабинске.
Завершились Троецкие гуляния общей трапезой-складчиной: на большой сковороде шкворчала яичница, дорожку-скатёрку на траве украшали домашние блюда, жажду утоляли традиционным кубанским кваском.

Организовали праздник для жителей и гостей Усть-Лабинского района Центр кубанской казачьей культуры «Казачья воля» и Фонд Олега Дерипаска «Вольное Дело».
Летний цикл обрядов и праздников в Усть-Лабинском районе открывает именно Троица. Традицию её празднования в станицах района подробно описал кубанский казак, учёный-исследователь и этнограф-полевик Николай Бондарь.
Раньше на Кубани произносили название обрядов именно с ударением на второй слог, что непривычно для современников – Троецкие гуляния. Праздник длился три дня – от поминальной субботы до выноса зелени из домов.
Первый день «Троецкая суббота» – поминание умерших не своей смертью. В станице Воронежской – завивание венков;
Второй день в станице Воронежской – развивание венков;
Третий день – вынос троецкой зелени из жилья. В станице Ладожской называлось «клеченья». Иногда выносили зелень через неделю, когда она подсохнет.
Традиция особо украшать храм на Троицу сохранилась и по сей день. Дома тоже тщательно готовили к первому летнему празднику: устилали полы свежескошенной травой, на стол и окна ставили цветы, по периметру жилища – ветки деревьев. Украшали и хозяйственные постройки (кухни, сараи), в которых собирались молодёжные компании.
Из деревьев для украшения домов и храмов выбирали дуб, ели, белолисткую и акацию. Первую ветку ставили в святой угол к иконам, далее устанавливали их на калитках, в воротах и дверях, а также на границах строений – порогах и по периметру дома.

Старались, чтобы зелени было много. Древесный декор дополнялся травами и цветами – в основном, душистыми растениями: чабрецом (чо́бором, чебре́чиком, чубре́цом), любистоком, душицей и мятой.
В Усть-Лабинском районе траву выметали на третий день праздника: «Чтобы дремота, куриная слепота не нападали». Также траву связывали в пучки и хранили для последующего использования. Она считалась лечебной, особенно, принесённая из храма. Травы использовались не только в народной медицине, но и в других практиках: их подстилали зимой курам и добавляли к посадочному материалу.
Троицкие ветки убирали тоже через три дня или спустя неделю. Обычно их просто сжигали или топили ими печь.
Обязательным обрядовым блюдом во всех населённых пунктах и для всех возрастов являлась яичница. Из напитков употребляли сок шиповника, тутовника, вишни и квас. В станицах Тенгинской и Воронежской их называли вином, в Некрасовской – бражкой.
Начиналось празднование Троицы с церковной службы, после которой взрослые («старые») возвращались домой или шли в гости. Праздник продолжался в доме, в саду или на улице.
Праздновали всей станицей, всем хутором, но разными компаниями. Образовывались они в одних случаях из родственников и соседей, в других – из хозяев и гостей, в числе которых были и взрослые, и дети. В станице Тенгинской компании назывались гурт, как в Ладожской и Некрасовской, а в других станицах – караго́д (карахо́д).

Всегда собирались у кого-нибудь. Хозяева накрывали стол, ставили самовар и выставляли угощение. Гости приносили с собой домашние блюда. Стол ставили на улице около двора или просто стелили скатерть на траве. Во время застолья взрослых дети бегали, играли в саду или около двора. Их тоже угощали.
Молодёжь, особенно девочки и девушки, являлись самыми активными участниками празднования Троицы. Молодёжные карагоды сходились с разных краёв станицы. Сначала собирались в центре, где к Троице устанавливали качели и карусели, затем возвращались на свои улицы, где проходила основная часть праздника. Карагоды делились по возрасту и территориям.
Молодёжь и дети трапезничали, пели, танцевали, играли и водили хороводы. Трапеза собиралась в складчину – участники приносили продукты. Младшим детям обрядовое угощение готовили взрослые.
Самым распространённым обрядом в троицкой традиции была складчина и обрядовое угощение.
Также был распространён обряд завивания (вязания) венков со своими особенностями в разных станицах, которые менялись со временем, и некоторые ритуалы были частично утрачены. Активная роль в этом обряде принадлежала детям.

Маленьких детей старались не пускать близко к реке, их пугали русалками. Этот персонаж – проклятая матерью дочь, которая утопилась, так и не выйдя замуж. В старину считалось, что именно на Троицу русалки купаются в реках и могут опутать человека своими длинными волосами и утопить.
В троицкой обрядности Усть-Лабинского района представлены три темы:
- вегетативная (растительность);
- свадебная;
- поминальная.
Последняя тема – остатки культа умерших предков. Она проявляется через народную традицию поминовения умерших неестественной смертью только раз в году – в субботу накануне Троицы:
- в пищевом коде (блины, пирожки, напитки);
- в гаданиях на троицких венках;
- в представлениях о русалках.
В станице Тенгинской расписывали земляной пол жилища. Краски делали из глины разных оттенков, извести и кирпичного порошка. В качестве узоров для росписи использовали разноцветные дорожки, коврики, квадраты, розочки.
К чистой зелени добавляли душистую траву кано́пер (кану́перь) и цветы – пырей, луговую «щелковую траву», кашку, ромашку, жасмин и другие.
В прошлом столетии ритуал вязания венков в Тенгинской и Кирпильской станицах бытовал как самостоятельный и не включался в другие более сложные обрядовые действа. В этих станицах он сохранялся как детский. Их относили на реку для гадания, вешали на забор и плетни.
В станице Некрасовской устанавливали троицкую ветку в центре двора или обсаживали несколько ветвей вокруг хаты. В соседних станицах Некрасовской и Новолабинской использовали исключительно ветки дуба, иногда добавляя к ним другие породы деревьев.
В Некрасовской и Новолабинской этнографы зафиксировали обряжение троицкого деревца или ветки в ленты и «розочки» и хождение с ними по станице. Деревце считалось главными символами троицкой обрядности. Иногда этот обряд был сопряжён с другими сопутствующими ритуалами на Троицу. Например, в Некрасовской ему могли сопутствовать завивание венков и кумление. Обряд кумления подруг – союз молодых подруг с обещанием дружить.
Завивание (плетение) венков могло происходить в лесу, на поляне и на берегу реки, а гадание – у воды, на реке. Сопровождавшие их песни по своему характеру были плясовыми. На венках гадали на суженого. Бросали в реку и смотрели: если венок поплывёт, то девушка выйдет замуж, если утонет – предвещало неудачное замужество и даже смерть хозяйки венка.

Из душистых трав здесь предпочитали конопель. В троицкой траве парили рожениц, купали новорожденных детей, использовали её от болезней внутренних органов. Например, для лечения заболеваний печени и зубной хвори делали отвал из чобора, душицы и принимали внутрь. Такие же способы применяли в Ладожской и Кирпильской. В травяных настоях мыли голову: считалось, что она помогает от головных болей и способствует росту и укреплению волос.
Из особенностей Троецских гуляний в Некрасовской – сложная логически и тематически организованная система обрядов:
- в основе была складчина и коллективная трапеза;
- ритуал кумления мог проводиться во время застолья или последующих обрядов;
- обряжение деревца и завивание венков проходили на полянах или речном берегу;
- обязательный ритуал гадания на венках;
- исполнение специальных троицких песен и хороводов, которые сопровождали основные ритуально-обрядовые действа.
В станицах Некрасовской и Воронежской на Троицу готовили лапшевник – запечённая отварная лапша, залитая яйцами и с добавлением сахара. В этих же станицах к этому празднику подавали варёные яйца, жареных и варёных кур. В Некрасовской пекли круглые пироги со сладкой начинкой из риса и изюма или с курятиной.
В Кирпильской в качестве троицкой зелени использовали клён и вербу. Ветками отмечали сакрально значимые части пространства. В некоторых семьях ею украшали портреты родственников, а ветки вешали над окнами и кроватями: «Как в лесу спишь».
Дети к Троице из веток строили куреньки́ с пеньком в центре, на котором девочки размещали кукол. Строили домики возле своих дворов.
Для обряжения деревца в Новолабинской подбирали ветку с пятью-шестью отростками (рогами) и украшали её цветами. Такой символ являлся главным в обряде «Свадьба» – вождение персонажей невесты и жениха, хождение свадебного поезда по станице. Её играли и в станице Воронежской, как часть троицкой традиции и молодёжной субкультуры. В Новолабинской троицкая свадьба проводилась в один день.

Подростковая компания устраивала складчину и собиралась на подворье одной из подружек. Деревце (ветку) украшали цветами и выбирали жениха и невесту в сарае, подготовленном и убранном специально для этого случая. Компания со свадебными и плясовыми песнями шествовала по станице. Традиция допускала, что на процессию могли напасть ребята и поломать ветку: если этого не случалось, свадьба возвращалась обратно в сарай, где переходили к застолью. В это время ветку разбирали, а цветы с неё раздавали участникам игры-обряда, как и на настоящей свадьбе. Важным дополнением к троицкому столу в Новолабинской блины, оладьи (ла́дики) и пирожки.
Троицкую траву новолабинцы использовали для изготовления подушечки для покойника. Венки здесь не заплетали.
У жителей Ладожской понятие «венки завивать» для компаний (карагодов) взрослых уже являлось фигурой речи и обозначало застолье, а в детских карагодах оно реализовывалось в форме реальных практик. В детских компаниях плели венки с разноцветными ленточками сзади, относили их на реку, бросали в воду.
В Воронежской для троицкой зелени ломали ветки с дубочков и берестка.
Помимо завивания, в этой станице существовал и обряд развивания венков на второй день праздника. Также воронежцы гадали на венках и водили по станице свадьбы, но без деревца (ветки). Причём, центральным моментом свадьбы был обряд завивания венков. Когда их развивали на второй день, свадьба повторялась. Наряженных персонажей невесты и жениха водили за полотенце под свадебные песни по всей станице.
В хуторе Аргатове участники Троецких гуляний сыграли обряды «Кумление», «Крещение и похороны кукушки» и «Вождение комары».
Этот обряд традиционной культуры восточных славян, в том числе и Кубани. С кукушкой связано множество мифов и легенд, пример и гаданий, запретов и обрядов. Кукушка стала одним из самых мифологических персонажей благодаря представлениями о ней в народе – о её одиноком образе жизни. На Кубани было записано несколько сюжетов легенд о кукушке.
Ритуалы, связанные с кукушкой, можно разделить на несколько элементов:
- изготовление Кукшки – тряпичной куклы;
- украшение теремка (ветки);
- обряжение главных персонажей – Кукушки-невесты и Кукушки-жениха;
- обходы с Кукушкой;
- крещение Кукушки;
- кумление (кумование) участников обряда;
- похороны Кукушки;
- обед.
В разных станицах этот обряд играла молодёжь в разное время – от Вознесения до Троицы.
Обряд «Вождение комары (камаря)» традиционной культуры кубанских казаков проводили на Троицу. Его участниками были девочки 8-12 лет, а главную роль Камаря исполнял мальчик. Встречаются записи этнографов о том, что участниками процессии могли быть и хлопчики, переодетые с девичьи платья. Роли гостей могли исполнять и взрослые женщины, но главных персонажей играли только подростки.
Сначала все собирались у кого-нибудь дома и обряжали большую ветку лентами, бумажными цветами, конфетами. Главных героев тоже обряжали: Камаря-жениха – в брюки, рубаху с приколотым цветком и наборным поясом, шапку или войлочный «брыль», лицо закрывали марлей или тонким шарфом, Камариху-невесту – в платье, фату из марли или тонкого шарфа на лицо. Участники обряда могли наряжать и водить только одного из персонажей.
Ритуал вождения по станице начинался под песню «Уж, я по лугу гуляла», известной во многих станицах Кубани. Во главе шествовали Камарь и Камариха, как жених и невеста. За ними несли украшенную ветку – «гильцо». Его могла нести Камариха, а Камарь шёл позади и подгонял её хворостинкой. Хворостинки были и у других участников обряда.
Камарь и Камариха могли плясать во время шествия: невеста подпрыгивала и кружилась вместе с остальными. Жених и невеста кланялись прохожим. К вечеру компания возвращалась в тот двор, откуда начался обряд. Жених и невеста переодевались, приходили мальчики и юноши и начиналась общая трапеза в складчину. Основными блюдами были яичница и морс.
Следующий праздник в летнем народном календаре выпадает на 7 июля – день рождества пророка Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня. На Кубани существовали свои традиции на Ивана Купала (Купайло), включающие элементы Троецких гуляний – венков, ритуальных веток и сбора лекарственных трав. В большинстве линейных станиц празднование ограничивалось службой в церкви и запретами на работу в этот день.