Учитель Мария Кликушина: почему педагоги переезжают в Усть-Лабинск?

В Усть-Лабинском районе третий год действует программа «Учитель Вольного Дела». Как можно понять из названия, этот проект инициирован Фондом Олега Дерипаска. Цель – восполнить нехватку учителей-предметников в школах Усть-Лабинского района, привлекая специалистов из других российских регионов.
По словам президента Фонда «Вольное Дело-Юг» Тамары Румянцевой, ежегодно на инициативу Фонда откликаются около 200 педагогов. Однако, собеседование проходят единицы.
В 2023-2024 учебных годах к нам, в Усть-Лабинский район приехали трое учителей. В этом году – столько же. Педагоги едут из Сибири — Тюмень, Кузбасс, а также южных регионов — со Ставрополья и даже из других муниципалитетов Краснодарского края. Мы создаём для них все условия для нормальной работы, помогаем реализоваться здесь, на Кубани. Кроме того, мы делаем всё для того, чтобы и наши местные педагоги, имели условия для нормальной жизни и качественного образования наших детей.
Тамара Румянцева, президент Фонда "Вольное Дело-Юг"
Один из таких педагогов – учитель биологии школы № 2 города Усть-Лабинска Мария Кликушина. С помощью «Вольного Дела» она получила возможность осуществить мечту о переезде из Сибири на Кубань.
Впрочем, о том, как она решилась на такой шаг, как адаптироваться в новых условиях, расскажет сама героиня нашей истории.
До переезда в Усть-Лабинск восемь лет работала в лицее № 1 своего родного города Киселёвска Кемеровской области. Туда я пришла после окончания Томского политехнического университета и рождения первого ребёнка. Во многом по совету мамы, тоже педагога. Главным стимулом для поиска новой работы стал климат: прожив всю жизнь в Сибири, я мечтала о тепле и большем количестве солнца для себя и детей. В апреле 2024 года я начала целенаправленно искать вакансии в Краснодарском крае и узнала о проекте «Учитель Вольного Дела». Именно благодаря стимулирующим выплатам и организационной поддержке проекта моя семья смогла осуществить переезд. Мне помогли трудоустроиться на желаемую должность учителя биологии.
Мария Кликушина

Переезд в абсолютно незнакомый город, не имея здесь ни родных, ни друзей, ни даже хороших знакомых – очень серьёзный шаг. Но Фонд обеспечил Марию Александровну не только рабочим местом, но и всесторонней поддержкой. Самое главное – помощь с жильём.
Я долго не могла найти подходящую квартиру, и организаторы проекта дали контакты риэлтора, который оперативно подобрал вариант по моим условиям и расположению. Для нас – меня и других новых педагогов Фонд организовывал ознакомительную экскурсию по городу, организаторы проекта постоянно интересовались нашим обустройством, комфортом и самочувствием – это внимание к психологическому состоянию очень помогло влиться.
Мария Кликушина
В школе № 2 новой сотруднице предоставили кабинет с необходимым оборудованием, дали классное руководство и уроки биологии в 5, 6 и 7 классах. Начать работу именно в этих классах, а не в старшей школе, было правильным решением для плавной и комфортной адаптации Марии Александровны в новом коллективе.
Трудоустройство на новом рабочем месте — это всегда волнительный процесс. Приятно было услышать от новых учеников, что им было не только интересно на моих уроках, но и материал был доступен и понятен. Одна из девочек даже сказала, что в прошлом году ей не нравилась биология, и только в этом году она приняла решение, что свяжет с этим предметом свою жизнь. Моя стратегия строилась на поощрении любых вопросов, даже выходящих далеко за рамки программы. Я всегда стараюсь ответить на вопрос или, если ответа нет сразу, предложить вместе найти его.
Мария Кликушина
Принцип нового педагога таков: если ученик задаёт сложный или очень специфический вопрос, Мария Александровна может дать ему задание подготовить по нему мини-доклад для класса, за который он получит оценку. Учитель уверена, что такой подход стимулирует интерес и самостоятельный поиск информации.
Яркий пример – случай с Макаром из седьмого класса: поначалу школьник был совершенно равнодушен к биологии. Учитель предложила ему заработать «пятёрку» с помощью простого задания.
Однажды на уроке я предложила ему простое дополнительное задание за пятёрку. Он выполнил его за пять минут, причём осмысленно, а не списав. Он полностью ответил сам, исходя из своего жизненного опыта – написал о том, как он высаживал растение, поливал и использовал удобрения. Видя его старание, я предложила ему выступить с этим материалом перед классом. Он рассказал, получил вторую «пятёрку». Для него это стало личной победой. Таким образом, мне удалось замотивировать учеников не просто изучать материал из учебника, а применять эти знания в жизни.
Мария Кликушина

Ещё одним практико-ориентированным предметом стала новая для самой Марии Кликушиной дисциплина «Основы естественно-научных исследований». Этот предмет входит в программу не во всех российских школах России. Он заключается в простом базовом уровне, на котором ученикам даются знания по химии, физике, математике и биологии при проведении практических лабораторных работ.
В итоге я успешно справилась: дети с интересом слушали меня на уроках, мы делали очень много проектов, практических работ. Через практику – сборку простых измерительных приборов вроде флюгера или манометра, опыты – можно было выявить потенциал тех учеников, которые более заинтересованы в исследованиях. И было сразу заметно, кто тянется больше к биологии, а кто к математическим дисциплинам или к физике, химии.
Мария Кликушина
В течение этого года Мария Кликушина добилась не только личных профессиональных успехов, но и в работе со своими учениками. Например, пятиклассник Максим Кущ, с которым они вместе подготовили исследовательскую работу на конференцию «Мои первые шаги в науку», стал призёром с работой про неньютоновскую жидкость.
Профессиональному росту способствовало и участие Марии Кликушиной в профессиональном конкурсе «Учитель года Кубани». Как рассказала учитель, особенно ценно было вовлечение учеников в процесс подготовки к конкурсу: они активно помогали, интересовались процессом и искренне переживали. Результатом стала победа на муниципальном этапе и участие в региональном.
Раньше, наблюдая за коллегой-участницей в Киселёвске, я считала этот конкурс слишком сложным и ресурсозатратным. Однако после переезда, успешной адаптации и благодаря поддержке в новой школе я почувствовала уверенность. Когда директор предложила участие, я согласилась. Готовилась очень тщательно: разрабатывала открытый урок, осваивала новый для себя формат самопрезентации – видеовизитку, консультировалась с коллегами. Для меня это бесценный опыт и старт для дальнейшего развития.
Мария Кликушина
Прошёл почти год с момента переезда Марии Александровны в Усть-Лабинск. По собственному признанию учителя, она может уверенно сказать коллегам из других регионов, что программа «Учитель Вольного Дела» реально работает:
- обещанные условия – гарантированное рабочее место;
- стимулирующие выплаты;
- компенсации расходов на переезд и аренду жилья;
- организационная поддержка.
Это реальный шанс для педагогов переехать в другой регион с достойными условиями для работы. Организационная и психологическая помощь на этапе переезда и адаптации — вопросы о быте, комфорте на работе, экскурсии — это не формальность, а необходимость, которая реально помогает сосредоточиться на работе. Помимо этого, важным аспектом является наставничество в проекте.
Несмотря на то, что я — учитель высшей категории, в новой школе у меня появился наставник. Любовь Николаевна поддерживала меня морально на протяжении всего учебного года. Я считаю, что это тоже важно, когда ты переезжаешь в регион, где у тебя нет ни родственников, ни знакомых. Так что, если кто не решился, приезжайте — сработаемся!
Мария Кликушина
Подводя итоги первого года работы на Кубани, Мария Александровна констатирует тот факт, что проект дал ей возможность полностью реализоваться как учителю биологии: работать по специальности, с комфортной нагрузкой, участвовать в значимых конкурсах и, что самое важное, раскрывать потенциал учеников, радуясь их успехам.

Финансовая поддержка остаётся важным фактором, особенно для учителей с семьями, и продолжение таких программ с понятными условиями очень востребовано. Мария Кликушина считает крайне важным, чтобы информация об «Учителе Вольного Дела» была максимально доступна педагогам по всей России – это действенный инструмент для улучшения качества жизни и профессионального роста.