УСТЬ-ЛАБИНСКУ ГРОЗИТ ОБЕЗВОЖИВАНИЕ
Не так давно по телевидению(канал Рен-ТВ) был передан прогноз
на 2016 года. Согласно прогнозу на юге России весна наступит рано, а лето
обещает быть очень жарким, в связи с чем будет наблюдаться серьезная нехватка
пресной воды. По прогнозам же наших депутатов, нехватка воды (или даже полное ее
отсутствие) в Усть-Лабинском районе наступит вне зависимости от погодных
условий, а благодаря пресловутому человеческому фактору.
Депутаты городского совета бьют тревогу: к лету район рискует
остаться без воды. Вообще. Причина, по утверждению депутата городского совета
Сергея Федорова, в следующем. Последняя артезианская скважина в Усть-Лабинском
районе была пробурена в далеком уже 1995 году. Срок службы скважины – 20 лет. В
2015 году срок службы всех имеющихся 46 скважин истек, 160 километров
водопроводных сетей имеет стопроцентный износ. Поэтому, сколько бы воды нам не
давали, вся она будет уходить в землю.
На днях к нам в редакцию попал очень интересный судебный
документ почти трехлетней давности. Это решение суда в отношении городской
администрации, которое так и не было исполнено.
Тогда, в октябре 2013 года прокурор Усть-Лабинского района
обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц (жителей города) с
заявлением об оспаривании бездействия администрации Усть-Лабинского городского
поселения. В обосновании заявления указано, что в ходе прокурорской проверки
установлено, что водопроводные сети, принадлежащие городскому поселению имеют
степень износа от 60 до 80 процентов (это 3 года назад – Авт.) . «Из-за
значительного износа водопроводных сетей на территории Усть-Лабинского
городского поселения происходят частые поломки вышеуказанного инженерного
оборудования (в 2012 г. – 307, 2013 г. – 107), в связи с чем жители поселения не
надлежаще обеспечиваются питьевой водой соответствующего качества и в
достаточном объеме… Согласно статье 210 Гражданского кодекса РФ собственник
несет все бремя содержания принадлежащего ему имущества. Частью 1 статьи 18 ФЗ
от 30.03.1999 г. № 52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения» установлено, что водные объекты , используемые в целях питьевого и
хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и
рекреационных целях ,в том числе водные объекты , расположенные в границах
городского и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками
биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на
человека… В настоящее время на территории Краснодарского края действует
долгосрочная целевая программа «Развитие водоснабжения населенных пунктов
Краснодарского края на 2012 – 2020 год», условиями которой предусмотрено
предоставление субсидий муниципальным образованиям с целью проведения
мероприятий по реконструкции объектов водоснабжения. Однако, администрацией
Усть-Лабинского городского поселения работа, направленная на установления
фактических затрат, необходимых для реконструкции и ремонта водопроводных сетей
на территории городского поселения не ведется, что соответственно, исключает
дальнейшую возможность участия поселения в долгосрочных программах, действующих
на территории Краснодарского края. В связи с этим прокурор просил: 1. Признать
незаконным бездействие администрации Усть-Лабинского городского поселения в не
проведении реконструкции и капитального ремонта водопроводных сетей… 2. Обязать
администрацию Усть-Лабинского городского поселения провести работы, направленные
на установление (определение фактических затрат, необходимых для реконструкции и
ремонта водопроводных сетей на территории городского поселения. 3. Обязать
администрацию Усть-Лабинского городского поселения обратиться с соответствующим
заявлением в Совет депутатов Усть-Лабинского городского поселения
Усть-Лабинского района о включении указанных расходов в бюджет поселения на
очередной (2014) финансовый год по принятию бюджета.
В судебном заседании старший помощник прокурора Усть-Лабинского района Степанова
Р.Е. поддержала заявление в полном объеме, а также попросила возложить на
администрацию города совершить указанные в заявлении прокурора действия в
месячный срок со дня получения решения суда, вступившего в законную силу…»
Выслушав претензию, представитель заинтересованного лица –
городской администрации в судебном заседании просил отказать в удовлетворении
заявления прокурора. В обоснование возражения он указал, что «…администрация
городского поселения ежегодно заключает договоры аренды системы холодного
водоснабжения с ОАО «Водопровод», в которых указана обязанность арендатора – ОАО
«Водопровод» - содержать арендованное имущество в состоянии, отвечающим
требованиям, относиться к нему бережно, не допускать ухудшения его состояния,
своевременно проводить за свой счет текущий ремонт водопроводных сетей и
пожарных гидрантов, нести расходы по состоянию имущества. Другой статьей ФЗ
(41.3.) обозначено, что арендатор системы холодного водоснабжения обязан
поддерживать систему холодного водоснабжения в исправном состоянии, проводить ее
текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на ее содержание. В данном
случае, как договором, так и законом предусмотрена обязанность ОАО «Водопровод»
нести бремя содержания системы холодного водоснабжения. Муниципальные
образования, по его словам, наделены правом, но не обязанностью принимать
участие в реализации долгосрочной краевой целевой программы…» Поэтому, как
резюмировал представитель заинтересованного лицо, суд не вправе оценивать
целесообразность такого решения, действия (бездействия). В переводе на
непротокольный язык это звучит примерно так: «Хотим – делаем, не хотим – не
делаем. Не ваше дело!». В итоге, правда, представитель заверил: «Администрация городского поселения принимает меры, направленные на получение
субсидий из краевого бюджета на ремонт водопроводных объектов городского
поселения… Так, на основании Постановления главы администрации (губернатора
краснодарского края от 28 сентября 2012 года № 1136 «О распределении субсидий
бюджетам муниципальных образований Краснодарского края для проведения
мероприятий по подготовке к осенне-зимнему периоду 2012-2013 годов» бюджету
Усть-Лабинского городского поселения выделено 300 000 рублей из краевого бюджета
для проведения мероприятий по ремонту водопроводов городского поселения.
Указанные денежные средства были использованы для ремонта системы водоснабжения
городского поселения». Кроме того, по словам заинтересованного лица,
администрация города «…систематически принимает меры, направленные на
осуществление мероприятий по ремонту системы холодного водоснабжения. Так, за
период, с 2011 по сентябрь 2013 г. Всего отремонтировано 11 220 метров
муниципальных водопроводных сетей на общую сумму 7 477 617 руб.51 коп. Указанные
работы были оплачены из бюджетных денежный средств».
Выслушав обе стороны и исследовав материалы дела, суд пришел к следующим
выводам. «Из материалов дела следует, что водопроводные сети, принадлежащие
Усть-Лабинскому городскому поселению, имеют протяженность 153 318 метров. При
этом степень их износа составляет от 60 до 80%. Из-за значительного износа
водопроводных сетей на территории Усть-Лабинского городского поселения
происходят частые поломки, в связи с чем жители не надлежаще обеспечиваются
питьевой водой соответствующего качества и в достаточном объеме. В соответствии
с п.4 ч.1 ст. 14 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного
значения поселения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-,
газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, в
пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Аналогичные полномочия закреплены в п.4. ч.1 статьи 8 Устава Усть-Лабинского
городского поселения… В представленных представителем заинтересованного лица
договорах аренды водопроводных сетей и пожарных гидрантов ,являющихся
муниципальной собственностью Усть-Лабинского городского поселения и ОАО
«Водопровод» предусмотрена лишь обязанность арендатора своевременно проводить за
свой счет текущий ремонт водопроводных сетей, нести расходы по их содержанию.
Обязанность арендатора – ОАО «Водопровод» проводить капитальный ремонт системы
холодного водоснабжения в указанных договорах не закреплена. Как следует из
материалов дела, нарушение вышеназванных норм Федерального закона № 131-ФЗ «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ,ФЗ
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ «О водоснабжении и
водоотведении» в 2011 -2013 годах ни собственником водопроводных сетей –
Усть-Лабинским городским поселением, ни арендатором этих сетей – ОАО
«Водопровод», не проводились реконструкция и капитальный ремонт водопроводных
сетей. Доводы представителя заинтересованного лица о том, что администрацией
Усть-Лабинского городского поселения осуществляются комплексные меры,
направленные на осуществления мероприятий по ремонту системы холодного
водоснабжения, не могут быть приняты во внимание, поскольку из представленных
документов следует, что такие меры принимаются лишь для ликвидации аварий и
текущему ремонту системы холодного водоснабжения. Представителем
заинтересованного лица не представлено доказательств того, что администрацией
городского поселения осуществляются комплексные меры по проведению мероприятий
по реконструкции объектов водоснабжения и их капитальному ремонту…
Администрацией Усть-Лабинского городского поселения работа, направленная на
установление фактических затрат, необходимых для реконструкции и ремонта
водопроводных сетей не ведется, что соответственно исключает дальнейшую
возможность участия поселения на условиях софинансирования в долгосрочных
программах, действующих на территории Краснодарского края. Таким образом,
администрацией Усть-Лабинского городского поселения не исполняются обязанности,
возложенные на нее нормативными правовыми актами, чем допускает бездействие…».
В результате суд вынес решение заявление прокурора
Усть-Лабинского района об оспаривании бездействия администрации Усть-Лабинского
городского поселения признать обоснованным. Признать незаконным бездействие
администрации Усть-Лабинского городского поселения, выразившееся в не проведении
реконструкции и ремонта водопроводных сетей . Обязать администрацию
Усть-Лабинского городского поселения в месячный срок со дня получения данного
решения суда, вступившего в законную силу, провести работы, направленные на
установление (определение фактических затрат, необходимых для реконструкции и
ремонта водопроводных сетей на территории городского поселения и обратиться с
соответствующим заявлением в Совет депутатов Усть-Лабинского городского
поселения о включении указанных расходов в бюджет поселения на очередной (2014)
финансовый год до принятия бюджета…»
Суд, напомним, состоялся в октябре 2013 года, однако ни в тот
год, ни на следующий капитальный ремонт водопроводных сетей не проводился.
Прошло 3 года – износ вырос до 100 процентов. Когда властям, в том числе
городской администрации, стало понятно, что скандала не избежать, вопрос был
вынесен на сессию Совета депутатов городского собрания, состоявшуюся в январе
уже этого года.
Сергей ФЕДОРОВ, депутат городского совета:
- Самого главы городского
поселения Вячеслава Анпилогова на сессии не было. Был его заместитель Олег
Кочмин. Он-то и попытался вынести на голосование депутатов вопрос об отказе
решением совета депутатов исполнять судебное решение. Однако я выступил с резкой
критикой действия админинстрации и вопрос был снят с голосования. В противном
случае администрация города могла свалить всю вину на депутатов, мол, мы здесь
ни при чем, это депутаты решили деньги на исполнение судебного решения не
давать. И остались бы в шоколаде. Вот только мы – депутаты, да и жители города,
оказались бы совсем не в шоколаде, хотя и того же цвета. Можно сказать что
администрация таким образом пытается прикрыть свою задницу депутатскими
мандатами.
Возможно, депутат Федоров и резок в высказываниях, но
ситуация действительно сложилась печальная. Минувшим летом без воды сидело Поле
чудес, в сильную жару напора воды в кранах горожан не хватало даже в центре
Усть-Лабинска. Администрация города сетовала на износ системы водоснабжения. При
стечении вышеуказанных обстоятельств существует огромная вероятность, что город
к лету останется без воды, а это – прямая дорога к эпидемиям инфекционных
заболеваний, отсутствию урожая на частных подворьях. Одним словом – катастрофа.
Самое печальное в этой истории, что выхода из нее нет.
Исполнять решение суда необходимо, но уже поздно. Даже если край выделит 200
миллионов рублей, никто ничего не успеет сделать. Поэтому ждем лета и запасаемся
емкостями для воды. Пить, скорее всего, придется покупную воду в 5-литровых
бутылках, огороды поливать собранной заранее дождевой водой. А мыться и стирать
… Увы, остается надеяться на открытые водоемы. А как иначе?! Кстати, кое-кто из
депутатов уже обзавелся цистернами для воды на своих подворьях.
Инна ГРИГОРЬЕВА