АНДРЕЙ ГАШЕВ: «ОТЧЕТНОЕ» МНЕНИЕ

На днях состоялся ежегодный отчет главы муниципального образования Усть-Лабинский район «Об итогах социально-экономического развития МО Усть-Лабинский район и деятельности администрации муниципального образования за 2017 год». На следующий день, в теперь уже ставшей известным всем жителям нашего района СМИ - «Усть-Лабинск Инфо», вышла статья под названием - «Одеяло на себя. Глава отчитался перед депутатами». По просьбе некоторых граждан прокомментировать данную статью с точки зрения жителя района имеющего опыт работы в органах местного самоуправления,я нашел время для внимательного изучения данной статьи. К сожалению, самого доклада в оригинале я не видел, поэтому буду руководствоваться выдержками из прочитанной статьи. И, как всегда, буду стараться быть объективным в надежде на понимание проблематики как со стороны жителей, так «гостей» у «руля» и депутатов.

Итак, начну с главного.

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Это выдержка из Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

То есть при решении вопросов местного значения обязательно учитываются интересы населения, а также исторические и иные местные традиции. Поэтому, отступив немного от темы, хочу озвучить свое мнение на этот счет. Я думаю, что занимать ключевые и ответственные посты (должности) в органах местного самоуправления должны исключительно местные жители, прожившие в данной местности несколько лет и знающие те традиции, о которых говорит закон. Но, повторюсь, это мое мнение и оно может быть неправильным.

Как «говорит» 131-ФЗ, органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. То есть, депутаты выбирают главу, который тоже относится к органам местного самоуправления, и который формирует структуру администрации, а также принимает на работу сотрудников.

Сегодня я говорю о главе района, депутатах района и районной администрации. Многие люди считают, что существует некая вертикаль – глава района или районная администрация «главнее» или «выше»глав и администраций поселений. Это не так. Согласно Конституции РФ и 131-ФЗ, местное самоуправление самостоятельно, и подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается. Поэтому, если у жителей населенных пунктов Усть-Лабинского района есть вопросы или жалобы на некачественное решение проблем местного значения или на плохую работу сотрудников администрации поселения и т.д. и т.п., надо обращаться непосредственно к главе этого поселения, а не бежать к главе района с жалобой на «плохую дорогу по моей улице». И то, при условии, что это дорога - местного значения. В каждом поселении есть свои депутаты, свой глава, сотрудники местной администрации которые ОБЯЗАНЫ исполнять свои полномочия касающиеся РЕШЕНИЯ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ. Что это за вопросы? Они прописаны в ст.ст. 14,15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В нашем районе это вопросы местного значения городского, сельского поселения и вопросы местного значения муниципального района. Помимо указанных в данных статьях, есть еще переданные государственные полномочия, на осуществление которых выделяются денежные средства для их осуществления, поэтому местный бюджет никак не страдает от осуществления этих госполномочий (естественно при правильном расходовании средств).

Основополагающим вопросом (полномочием) местного значения является - составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района. То есть, выражаясь «понятным языком» - бюджет должен быть составлен так, чтобы денег хватало на РЕШЕНИЕ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ при чем ИСХОДЯ ИЗ ИНТЕРЕСОВ НАСЕЛЕНИЯ С УЧЕТОМ ИСТОРИЧЕСКИХ И ИНЫХ МЕСТНЫХ ТРАДИЦИЙ. Кстати, на это акцентируют свое внимание и Президент РФ и губернатор Краснодарского края. Учитывать исторические и иные местные традиции "нужно для того, чтобы обеспечить максимальную эффективность местного самоуправления, о которой не может быть и речи, если реализация муниципальной власти не будет отражать местную специфику". Именно поэтому, органы местного самоуправления должны издавать муниципальные правовые акты в первую очередь с целью сохранения тех или иных местных традиций.

Комментируя опубликованную статью в «Усть-Лабинск Инфо»,я буду рассматривать её и как местный житель, и как муниципальный советник 2 класса, и как юрист…сложно, но можно. Буду комментировать для простых граждан, понятным языком.

Из доклада: Ключевой задачей остается увеличение производственных мощностей и дальнейшее развитие переработки.

Комментарий: Несомненно, эта задача очень важная. Например, это позволитобеспечитьпродовольственную безопасность страны, или сыграет свою роль при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. Поэтому те жители, которые думают «А что мне-то с этого?», должны мыслить более глобально. И дай Бог, чтобы нам это не пригодилось.

Из доклада: Нам необходимо сосредоточить усилия для выполнения задачи, поставленной действующим президентом Владимиром Владимировичем Путиным: «Внимание власти и всего общества необходимо сосредоточить на развитии инфраструктуры, здравоохранения и образования, на повышении качества жизни людей.

Комментарий: В нашем районе есть поселения, в которых нет газа, воду отключают из-за долгов администрации за электричество, сельские клубы без отопления, школы без спортзалов, нет мест для досуга, дороги в ужасном состоянии, нет квалифицированных врачей, в поликлиниках нет необходимого современного оборудования, нет работы… Конечно надо сосредоточить! Это в соответствии с законом и есть вопросы местного значения. Здесь глава выступил как «капитан очевидность».

Из доклада: Началась активная стадия реализации крупнейшего в истории муниципалитета инвестпроекта «Индустриальный (промышленный) парк».

Комментарий: Что значит«активная стадия»? Раньше была «пассивная стадия»? Все начали бегать и что-то делать? Я не понимаю, для чего включать в доклад «словоблудие» (словоблудие - Пустые бессодержательные разговоры, праздная болтовня).Если что-то делается, расскажите что именно и главное - для чего. Вы же населению отчитываетесь, а вас не понимают.

Из доклада: Бюджет района является сбалансированным: доходы равны расходам.

Комментарий: Многие жители наверняка помнят, как в школах всем, а не только начальным классам, давали молоко, как многодетные платили за детский сад льготную сумму, или как оказывалась материальная помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Сейчас этого нет. Вот вам и баланс доходов и расходов. Приведу простой пример. У вас в семье несколько детей и заработная плата небольшая. Вы кого-то кормить перестанете? Или полуголодными будете держать? Так и получается, что наработанное предыдущими главами какой-то «умник» уничтожил, а теперь это вдруг стало достижением… Не забывайте, что государство у нас социальное и исходите «из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций». Многим малоимущим семьям такая соцпомощь из бюджета района была очень нужна.

Из доклада: - Произведен капитальный ремонт двухэтажного здания роддома.

Комментарий: В этом вопросе, по-моему, население немножко вводят в заблуждение. Ремонт еще не закончен. Вот когда примут первых рожениц, тогда и заявлять с трибуны можно будет.

Из доклада: Строительство детского сада на 250 мест.

Комментарий: Событие знаковое и нужное для местных жителей. Это как раз тот вопрос местного значения, который и должен решаться. Но есть маленькое НО. Детский сад еще не заработал из-за каких-то проблем. А его сдача в эксплуатацию должна была быть еще в декабре прошлого года. Чья это вина?Если подрядной организации, то взыскивайте штрафы, пени. Если виноват заказчик, значит должен ответить перед населением. А пока что выглядит как «мы построили памятник архитектуры, приходите и любуйтесь, но руками не трогать».

Из доклада: Начато строительство Усть-Лабинского лицея.

Комментарий: Лицей строит не администрация. Но как житель района, я думаю, для меня было бы важнее строительство не лицея, а ледового катка, или бассейна… ну или достроили бы новый корпус на территории Усть-Лабинской ЦРБ. Хотя это тема для обсуждения местным населением… Кстати а у него (местного населения) интересовались?

Из доклада:Мы перевели Центр детского отдыха «Тополек» на круглогодичный режим работы.

Комментарий: Эторадует. Единственный момент, неоднократно в беседе с жителями района, я понимал, что они даже не слышали о «Топольке», тем более как туда попасть их детям. Не мешало бы через СМИ, периодически разъяснять о деятельности этого центра отдыха. Многим будет и интересно, и актуально.

Из доклада: Выход кинофестиваля «Земля отцов – моя земля» на международный уровень!

Комментарий: По большому счету,это значимое и полезное для района событие. Это позволит привлечь в район и инвесторов, и обычных туристов. Соответственно увеличатся объемы продаж, спрос на услуги гостиничного сервиса, питания и т.д. и т.п. Но для этого нужно будет, так сказать, «соответствовать», в том числе и район приводить в порядок или хотя бы для начала, город. В общем, будет видно. Я полагаю, пока что рано радоваться. Как говорится, отдачи еще не было.

Из доклада: Мы открыли Центр поддержки предпринимательства.

Комментарий: Актуально. Многие хотели бы заняться предпринимательской деятельностью, но не знают с чего начать. А для района - чем больше предпринимателей, тем лучше для бюджета. Так что, если это повлияло на рост числа предпринимателей, уже хорошо.

Из доклада: Районом достигнуто третье место в крае по объему отгрузки продукции сельского хозяйства.

Комментарий: У жителей, наверняка возник вопрос – в чем тут заслуга администрации или главы, если это касается коммерческих организаций и структур?Но заслуга есть. Есть такой вопрос местного значения, как «создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства». Это достигается путем принятия соответствующих муниципальных программ.И это, как раз то, о чем можно говорить как об успехе.

Из доклада:В 2017 году в район поступило на 10,5% доходов больше, чем в 2016-м. Доходная часть районной казны составила 1,8 миллиарда рублей. По сравнению с предыдущим годом это больше на 175,5 миллионов рублей».

Комментарий: После доведения этой информации хотелось бы увидеть результаты этого увеличения доходов. Но это будет видно только в текущем году. Если кому-то интересно, можно ознакомиться с бюджетом Усть-Лабинского района. Он размещен на официальном сайте администрации: все просто, понятно и доступно. Главное, чтобы был видимый (ощутимый)результат. Как например в г. Кореновске.

Из доклада: Если в 2015 году мы говорили о «бюджете выживания», в 2016-м – о выравнивающемся бюджете, то в этом его смело можно назвать «бюджетом стабилизации». Удерживая и преумножая достигнутую планку, продолжая мобилизовать доходы и повышать эффективность расходов, мы сможем тратить средства не только на самое необходимое – нашу «социалку» - но и больше вкладываться в развитие.

Комментарий: Граждане платят налоги в бюджет и им не интересно, как глава этот бюджет назовет. Как показывает судебная практика,вопросы местного значения должны решаться независимо от того, какой бюджет «выживания» или «стабилизации». С другой стороны, бюджет формируется в том числе из налогов, а у нас есть такие граждане, которые эти налоги не платят. Вот и получается замкнутый круг - деньги в бюджет не поступают в полном объеме, а вопросы местного значения нужно решать в полном объеме. Таким образом, люди тоже причастны к тому, что творится вокруг.

Из доклада:Усть-Лабинский район в 2017 году участвовал в 16 государственных краевых программах с общим объемом финансирования 1,4 миллиарда рублей».

Комментарий: Здесь я, пожалуй, не соглашусь с комментарием редакции «о возврате одеяла». Надо понимать, что отчет заслушивается о деятельности главы и администрации за 2017 год. Не о деятельности Артющенко Н.Н. или иных отдельных личностей, а об органах местного самоуправления – главы и администрации.

Из доклада: Большая часть расходов традиционно и обоснованно предусматривает решение социальных вопросов. На поддержку соцсферы – образования, здравоохранения, социальной политики - в 2017 году было потрачено 1,6 миллиарда рублей. Это львиная доля муниципального бюджета, и это на 15 процентов больше, чем в 2016 году.

Комментарий: Что здесь сказать?... Выше я уже комментировал о ситуации в социальной сфере. В этом вопросе, однозначно – провал. Это я пишу, как житель этого района.


Дальше я остановлюсь на отдельных темах, обозначенных в «Усть-Лабинск Инфо» и озвученных в докладе, потому что частично в докладе идет либо «перекрестное повторение», либо сухие цифры без конкретики.

Из доклада: Район является постоянным участником инвестфорума в Сочи. В этом году мы представили пять инвестпроектов, среди которых приоритетный – строительство молочно-товарной фермы с цехом по переработке в хуторе Октябрьском и расширение МТФ в Железном, – привлек внимание инвесторов в первый же день форума. По 3 проектам из пяти подписаны соглашения о намерениях. Это привлечет в экономику района более 1 миллиарда рублей и обеспечит порядка 136 новых рабочих мест.

Комментарий: Немного проясним ситуацию. «Соглашение о намерениях» не может по российскому гражданскому законодательству считаться договором, заключаемым в соответствии с предъявляемыми законом требованиями, и само по себе не влечет правовых последствий. Правовая сущность данного соглашения устанавливается, прежде всего, исходя из его содержания, условий, содержащих квалифицирующие признаки, название же соглашения, наименования сторон при этом имеют второстепенное значение. В связи с этим, договорная конструкция, обозначенная как предварительный договор, может оказаться соглашением о намерениях, а договорная форма, обозначенная как соглашение о намерениях, - предварительным договором. Отграничение соглашения о намерениях от предварительного договора должно проводиться исходя из того, предусматриваются ли рассматриваемым соглашением какие-либо обязанности контрагентов вообще либо они только декларируют свои намерения и не берут на себя обязательства. Если в спорном соглашении имеется условие об обязанности сторон заключить договор, то данное соглашение представляет собой предварительный договор, если же соглашение непосредственно устанавливает обязанности сторон по выполнению работ (оказанию услуг и т.д.), оно является договором, предусматривающим выполнение этих действий. Поэтому хотелось бы знать, кто и что должен сделать в соответствии с этими «соглашениями о намерениях»? Иначе это похоже на, повторюсь, «словоблудие».

Из доклада: По итогам 2017 года размер среднемесячной заработной платы по крупным и средним предприятиям района составил 27 188,00 рублей, что незначительно выше (на 0,1 процент) прошлогоднего уровня.

Комментарий: Полностью согласен с комментарием в «Усть-Лабинск Инфо». Главе бы с простыми людьми пообщаться не мешает, спросить у них про заработную плату и особенно про её рост. Сильно бы удивились.

Из доклада:Наблюдается сокращение численности безработных. По состоянию на 1 января 2018 года она составила в Усть-Лабинском районе 416 человек, что на 129 человек (или 24 процента) меньше, чем в 2016 году. По темпам снижения численности безработных граждан Усть-Лабинский район занимает 4 позицию среди всех муниципальных образований Краснодарского края.

Комментарий: Здесь явно данные «сухой» и необъективной статистики. Речь идет о данных из центра занятости и, наверное, о тех, кто стоит на учете. При желании, можно математически подсчитать количество безработных. Может я что-то не учту, но если взять общую численность населения района, минус пенсионеры, минус инвалиды (неработающие), минус дети, минус предприниматели (адвокаты), минус официально трудоустроенные… Те кто в итоге останется,получится безработным? Или работающие неофициально, то есть те, кто не платит соответствующие налоги. Я могу ошибаться, но я уверен, что безработных не 416 человек как нас «обрадовал» глава в своем отчете, а существенно больше.

В отчете еще много говорилось о водоснабжении, газоснабжении, аптечных пунктах, мусорных свалках. Большая часть отчета, это те заслуги, которые касаются отдельных поселений, и органы местного самоуправления муниципального района особенного отношения к этому не имеют. Тем жителям, кто посещал отчеты глав поселений, некоторые озвученные главой района «заслуги» уже были известны из отчетов глав их поселений. Это неудивительно, ведь главы поселений отчитывались за решение вопросов местного значения непосредственно поселения. И отчет главы района, не должен содержать в себе те моменты, за которые уже отчитались. Ведь если вспомнить - органы местного самоуправления самостоятельны. Я уверен, есть моменты, где глава и администрация района выполнила обязательства по решению вопросов местного значения муниципального района перед населением. Вот именно о них и надо писать. Вряд ли жителям станицы Новолабинской интересно слушать от главы района как в станице Ладожской провели трубы водоснабжения и построили новый водозабор. У них возникнет резонный вопрос к главе района: «А почему вы у нас этого не можете сделать?». Вот тут и попадает глава района в «деликатную» ситуацию. Придется уточнять, из каких средств, как и кем это сделано, а также объяснять, почему не сделано в их станице.

По моему мнению, отчитываться надо исключительно за свою работу и за те моменты, которые касаются всего населения района без исключения. А населению нужно более активно участвовать в жизни района, в том числе и принимая участие в субботниках, вступая в местные ряды ДНД, казачество или иные социально направленные общественные организации, заключать договора на вывоз мусора, вовремя платить налоги.

За несколько предыдущих месяцев в районе произошло много негативных и трагических событий. В ряде случаев органы местного самоуправления оказались не готовы к ним.Некоторые из этих событий можно было бы избежать, если бы люди надеялись не только на органы государственной власти и местного самоуправления, но и сами бы принимали активное участие в предотвращении и решении возникающих проблем. Конечно, важна организация этого процесса, которая «хромает». Но никто же не запрещает проявлять разумную инициативу, предлагать, делиться опытом и так далее. В районе есть специалисты во всех областях и сферах. Есть юристы, коммерсанты, экономисты и финансисты, опытные отставные сотрудники правоохранительных органов и так далее. Среди них, много тех, кто готов делиться своими знаниями и опытом.

И как первое предложение главе - сформировать Общественный совет при главе района по принципу максимального вовлечения общественного участия и включая в него представителей (местных жителей) от всех поселений с учетом опыта в различных сферах. Учитывать мнение Общественного совета при разработке муниципальных правовых актов касающихся решения вопросов местного значения. Использовать в своей работе те рекомендации, которые будут получены от Общественного совета.


Андрей ГАШЕВ