ТОНКОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РАЗЪЯСНЯЮТ УСТЬ-ЛАБИНСКИЕ ПРОКУРОРЫ

ТОНКОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РАЗЪЯСНЯЮТ УСТЬ-ЛАБИНСКИЕ ПРОКУРОРЫ
Тонкости некоторых новинок российского законодательства решили разъяснить гражданам сотрудники прокуратуры Усть-Лабинского района. Читайте, может пригодиться…

Недобросовестных родителей и опекунов внесут в единый реестр
?
С 1 января 2020 года государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, будет пополняться информацией о гражданах, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, о гражданах, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, о бывших усыновителях, если усыновление отменено судом по их вине.

Данные нововведения приняты Федеральным законом от 02.08.2019 № 319-ФЗ «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

Документированная информация о недобросовестных родителях и опекунах создается в целях учета сведений в государственном банке данных о детях и недопущения случаев передачи детей на воспитание в семью таким гражданам и бывшим усыновителям. Напомним, что согласно положениям Семейного кодекса РФ лица, лишенные родительских прав или отстраненные от обязанностей опекуна (из-за того, что недобросовестно выполняли свои обязанности), не могут снова усыновить ребенка.

Семейный кодекс РФ также дополняется положениями, возлагающими на суд обязанность по направлению выписки из решения о лишении (ограничении) родительских прав, восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав, отмене усыновления не только в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации рождения ребенка, но также в орган опеки и попечительства по месту вынесения решения.

Органы опеки и попечительства обязаны предоставлять региональному оператору помимо сведений о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей, также сведения о гражданах, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, о гражданах, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, о бывших усыновителях - в срок не более трех рабочих дней со дня получения указанных сведений.

Помощник прокурора Мария Васильева

С 1 октября 2019 года в России начнут работу межрегиональные кассационные и апелляционные суды ?

30 июля 2018 года вступил в силу Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции».

Инициатором законопроекта выступил Верховный Суд Российской Федерации.

Согласно Закону на территории России создаются 9 кассационных судов и 5 апелляционных судов общей юрисдикции, кассационный и апелляционный военные суды, которые будут расположены в следующих городах.

Кассационные суды:
первый кассационный суд — Саратов;
второй кассационный суд — Москва;
третий кассационный суд — Санкт-Петербург;
четвертый кассационный суд — Краснодар;
пятый кассационный суд — Пятигорск;
шестой кассационный суд — Самара;
седьмой кассационный суд — Челябинск;
восьмой кассационный суд — Кемерово;
девятый кассационный суд — Владивосток;
кассационный военный суд — Новосибирск.

Апелляционные суды:

первый апелляционный суд — Москва;
второй апелляционный суд — Санкт-Петербург;
третий апелляционный суд – Сочи;
четвертый апелляционный суд — Нижний Новгород;
пятый апелляционный суд — Новосибирск;
апелляционный военный суд — городской округ Власиха Московской области.

Апелляционные суды будут рассматривать дела в качестве суда апелляционной инстанции. В них будут направляться жалобы и представления на не вступившие в силу судебные акты, принятые в первой инстанции судом субъекта РФ на территории соответствующего судебного апелляционного округа. Также там будут рассматриваться дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам. По судебным актам, принятым в первой инстанции районным судом или мировым судьей, апелляционный порядок обжалования останется без изменения.

Кассационные суды будут вышестоящей инстанцией для апелляционных судов, судов субъекта РФ, районных судов и мировых судей на территории соответствующего кассационного судебного округа. В их компетенцию будет входить рассмотрение дел в качестве суда кассационной инстанции. Будут рассматриваться жалобы и представления на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.
Свою работу новые суды начнут с 1 октября 2019 года.

В связи с началом деятельности кассационных и апелляционных судов Верховный Суд в Постановлении Пленума от 25 июня 2019 года разъяснил применение норм Уголовно-процессуального кодекса РФ, регулирующих производство в суде кассационной инстанции.
Согласно изменениям предусмотрено два порядка производства в суде кассационной инстанции:

— с назначением судебного заседания без предварительного решения судьи о передаче кассационных жалобы, представления для их рассмотрения в судебном заседании (порядок сплошной кассации);

— с предварительным решением судьи о передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании (порядок выборочной кассации).

В порядке сплошной кассации будут пересматриваться приговор или иное итоговое судебное решение мирового судьи, районного суда, гарнизонного военного суда; апелляционный приговор или иное итоговое судебное решение верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, вынесенное в апелляционном порядке.

В полномочия судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации будет входить проверка приговоров или иных итоговых судебных решений верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, которые вынесены в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции, в том числе в случаях, когда оно не было предметом проверки в апелляционном порядке; апелляционный приговор или иное итоговое судебное решение апелляционного суда общей юрисдикции, апелляционного военного суда, вынесенное по результатам пересмотра такого судебного решения.

В порядке выборочной кассации могут быть пересмотрены: промежуточные судебные решения, вынесенные мировым судьей, районным судом, гарнизонным военным судом, верховным судом республики, краевым или областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа, окружным (флотским) военным судом, апелляционным судом общей юрисдикции, апелляционным военным судом.

Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда РФ в порядке выборочной кассации подлежат проверке приговор или иное итоговое судебное решение мирового судьи, районного суда, апелляционный приговор или иное итоговое судебное решение верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, вынесенное в апелляционном порядке, если ранее эти решения были предметом рассмотрения кассационного суда общей юрисдикции или кассационного военного суда; определение судебной коллегии по уголовным делам кассационного суда общей юрисдикции, вынесенное по результатам пересмотра судебных решений.

В ходе судебного разбирательства в порядке сплошной и выборочной кассации суд вправе выйти за пределы доводов жалобы и представления как относительно лица, в отношении которого ставится вопрос о пересмотре судебного решения, так и в отношении других осужденных по тому же уголовному делу в ревизионном порядке.

В любом случае выход за пределы доводов жалобы и представления допускается только в сторону улучшения положения осужденного, оправданного, лица, в отношении которого уголовное дело прекращено, или иного лица, в отношении которого ведется кассационное производство по делу.

Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, если обжалуемое решение вступило в законную силу до начала деятельности кассационных судов, т.е. до 1 октября 2019 года, но стороны не подали кассационную жалобу или представление до указанного срока, то такие решения могут быть обжалованы по старому порядку, в кассационный суд общей юрисдикции, который ранее был правомочен пересматривать судебные решения, или непосредственно в Верховный Суд РФ.

Помощник прокурора Мария Васильева

Формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при достижении возраста 23 лет?

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 № 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к указанной категории и достигли возраста 23 лет, об исключении из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

Так, согласно Правилам лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 01.01.2013 или после 01.01.2013 имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

В порядке, установленном уполномоченным органом, не позднее 60 рабочих дней со дня подачи (поступления) заявления о включении в список уполномоченный орган (орган местного самоуправления) принимает одно из следующих решений:

- о включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список;

- об отказе во включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список.

Решение об отказе во включении в список может быть обжаловано в судебном порядке.
Настоящее постановление вступило в силу с 18.04.2019.

Ст. помощник прокурора Екатерина Заичко

Расширены безотлагательные меры оперативного поиска без вести пропавших несовершеннолетних ?

Федеральным законом от 02.08.2019 № 311-ФЗ «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» указанный закон дополнен частью 7.

В случае получения сообщения о без вести пропавшем несовершеннолетнем и при наличии письменного согласия одного из родителей несовершеннолетнего или лиц, их заменяющих, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, вынесенного в течение 24 часов с момента поступления сообщения о без вести пропавшем несовершеннолетнем, допускается получение информации о соединениях абонентского устройства, находящегося у несовершеннолетнего, с иными абонентами и (или) их абонентскими устройствами, иным оборудованием, а также о местоположении данного абонентского устройства путем снятия информации с технических каналов связи с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов.

В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.
Закон вступил в силу 13.08.2019.

Ст. помощник прокурора Екатерина Заичко

Ежемесячные выплаты семьям, имеющим детей
?
Федеральным законом от 02.08.2019 № 305-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 28.12.2017 № 418-ФЗ " "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей".

Так, с 2020 года больше семей смогут рассчитывать на ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка. Увеличат и срок, в течение которого ее можно получать.

На выплату смогут претендовать семьи, в которых среднедушевой доход не превышает двукратного размера прожиточного минимума, установленного в регионе. В настоящее время ее получают те, чей доход составляет не более полутора прожиточных минимумов на человека.

Выплата будет назначена до момента, когда ребенку исполнится один год. Затем потребуется подать новое заявление о назначении выплаты до достижения ребенком двух лет, а потом - до трех лет. Сейчас помощь семьям с детьми оказывают лишь до дня, когда ребенку исполнится полтора года.
Изменения вступят в силу 01.01.2020.

помощник прокурора Иван Соломкин

Особенности выселения членов семьи несовершеннолетнего сособственника жилого помещения?

Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», при рассмотрении иска собственника жилого помещения к бывшему члену семьи о прекращении пользования жилым помещением и выселении, суду, в случае возражения ответчика против удовлетворения иска, в целях обеспечения баланса интересов сторон спорного правоотношения надлежит исходя из положений ч. 4 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации решить вопрос о возможности сохранения за бывшим членом права пользования жилым помещением на определенный срок независимо от предъявления им встречного иска об этом.

В соответствии со статьей 9 Конвенции ООН «О правах ребенка» государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка.
Часть 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации предусматривает, что материнство и детство, а также семья находятся под защитой государства.

Одновременно положения ст. 1 Семейного кодекса Российской Федерации определяют, что семейное законодательство исходит из необходимости построения семейных отношений на взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав и возможности судебной защиты этих прав. Часть 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации обеспечивает государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства.

Исходя из вышеизложенного, за законным представителем несовершеннолетнего сособственника (как отцом, так и матерью) в случае совместного проживания право пользования жилым помещением сохраняется до достижения совершеннолетия ребенка.

Ст. помощник прокурора Евгения Вакалова

Правительством Российской Федерации определены случаи, при которых не требуется получение разрешения на строительство
?
Постановлением Правительством Российской Федерации от 17.08.2019 № 1064 определены случаи, при которых не требуется получение разрешения на строительство.

Установлено, что получение разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи.

Документ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://publication.pravo.gov.ru/ 20.08.2019.

помощник прокурора Михаил Туманов.

С 1 января 2020 года лекарственные средства должны иметь обязательную маркировку

Федеральным законом от 28 декабря 2017 года №425-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» предусмотрена обязательная маркировка лекарств, которая позволит проследить их путь от производителя к потребителю. Данное требование будет обязательно в России с 1 января 2020 года. С 1 января 2018 года работает система мониторинга лекарств. На каждой упаковке должен ставиться специальный код, в котором зашифрована информация о производителе, партии продукции и свойствах препарата, о единой базе препаратов, которая создана Федеральной налоговой службой.

На некоторых лекарствах уже появились коды. По ним покупатель может при помощи смартфона, загрузив приложении «проверить маркировку товара» от ФНС, или с помощью сканера в аптеке проверить легальность препарата. Пока производители делают это добровольно.

После 1 января 2020 года все непромаркированные лекарства окажутся вне закона, их нельзя будет продать. К тому же в отношении лекарств, включенных в список жизненно необходимых, и применяемых при тяжелых недугах, маркировка будет введена раньше.
За производство или продажу лекарственных препаратов для медицинского применения без нанесения средств идентификации юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Помощник прокурора Дмитрий Калиновский

О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации
?
04.08.2019 вступил в законную силу Федеральный закон от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он определяет правовые и организационные основы, цели государственной регистрации транспортных средств, права и обязанности участников отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией транспортных средств, за исключением отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией самоходных машин и других видов техники, а также отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией транспортных средств, самоходных машин, военной, специальной и других видов техники, опытных (испытательных) образцов вооружения, военной и специальной техники военными автомобильными инспекциями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее – военные автомобильные инспекции).

Законом 283-ФЗ закреплено, что регистрационные подразделения осуществляют регистрацию ТС как самостоятельно, так и во взаимодействии со специализированными организациями, участвующими в регистрации ТС.

Специализированные организации:

1) зарегистрированные в Российской Федерации юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, уполномоченные на основании договора изготовителем или представителем иностранного изготовителя в Российской Федерации на реализацию изготовленных ими транспортных средств;
2) изготовитель транспортных средств.
Такие организации производят регистрацию от имени своих покупателей, а также, при наличии соответствующих полномочий, изготавливают регистрационные знаки.

Кроме того, изготавливать регистрационные знаки смогут и иные организации при соблюдении установленных требований.
Полиция обеспечивает создание и ведение Реестра специализированных организаций, участвующих в регистрации ТС, и Реестра изготовителей регистрационных знаков. Она же проводит в отношении них проверки.
Закреплено, что ТС можно регистрировать на лиц не моложе 16 лет.

Ст. помощник прокурора Артур Степанян

Об изменениях антикоррупционного законодательства
?
Изменениями, внесенными Федеральным законом от 26.07.2019 №228-ФЗ в статью 40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», уточнена ответственность депутатов представительных органов местного самоуправления за коррупционные правонарушения.

Предусмотрено, что к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, представившим недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, могут быть применены следующие меры ответственности:

1) предупреждение;

2) освобождение депутата, члена выборного органа местного самоуправления от должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления с лишением права занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий;

3) освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий;

4) запрет занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий;

5) запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий (ч.7.3-1 ст.40).

Дополнено, что порядок принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления указанных мер ответственности определяется муниципальным правовым актом в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (ч.7.3-1 ст.40).

Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 26.07.2019 №251-ФЗ в ст.12.1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, представляет сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления им полномочий на постоянной основе, а также за каждый год, предшествующий году представления сведений (отчетный период), в случае совершения в течение отчетного периода сделок, предусмотренных ч.1 ст.3 Федерального закона от 03.12.
2012 №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».
В случае, если в течение отчетного периода такие сделки не совершались, указанное лицо сообщает об этом высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (ч.4.2 ст.12.1).

Ст. помощник прокурора Елена Пустовит