Трагедии России в судьбе устьлабинки. Продолжение.

Трагедии России в судьбе устьлабинки. Продолжение.

В сентябре 2020 года мы рассказывали читателям о жительнице Усть-Лабинска Нине Николаевне Аванесовой, в девичестве Шестериковой. Она родилась в 1940 году в Ульяновской области. Мама умерла в результате неудачного подпольного аборта в 1941-м, когда отца Нины арестовали по доносу и расстреляли как "врага народа". Нина осталась с бабушкой. В этом году ей исполнился 81 год. Много десятилетий женщина искала информацию о родных, в том числе об отце и двоюродной сестре Лиде. У нее это получилось.

Собственное расследование усть-лабинской пенсионерки

В прошлом году усть-лабинский участковый уполномоченный полиции майор Александр Федорко помог женщине установить, что ее сестра Лидия умерла в 2012 году в Самаре. На этом Нина Николаевна не остановилась и начала собственное расследование. Результат  может стать не только примером, а то и пособием для тех, у кого опускаются руки в нелегкой борьбе с формализмом, бюрократией и другими реалиями современности. Цитата «Кто ищет – тот находит!» - как раз наш случай. Как мы рассказывали, Нина Николаевна успешно пользуется Интернетом и гаджетами. С помощью них находила адреса, номера телефонов, контакты архивов, реквизиты. Терпеливо звонила, писала, выясняла.

Пенсионерка дозвонилась до работников самарского почтамта, связалась с почтальоном из того района, где жила сестра и уговорила женщину узнать информацию с последнего адреса Лидии, может остались еще родственники. Почтальон установила, что вместе с сестрой Нины Николаевны проживал сын, но дом сгорел и сын погиб при пожаре. Сестра после пожара переехала по другому адресу, а после смерти Лидии жилплощадь заняли другие люди. 

Хотя ниточка и оборвалась, но судьба сестры стала известна. Однако никакой информации об отце так и не было. Наши самарские коллеги, которых мы просили опубликовать информацию о розыске, ничем помочь не смогли. Тогда Нина Николаевна стала созваниваться и списываться с архивам.

По архивам 19-20 веков

Пенсионерка позвонила в Самарский архив, где ответили, что найти информацию о человеке можно, но справки платные. Нина Николаевна оплатила нужную сумму и в тот же день получила ответ по электронной почте.

Согласно справке, упоминание о Николае Васильевиче Шестерикове сохранилось в архивном фонде духовной консистории. В метрической книге записей Успенской церкви г. Ставрополь Ставропольского уезда (не путать с одноименным городом Ставропольского края) сохранилась актовая запись № 59 о рождении 20 ноября 1916 года и крещении 24 ноября 1916 года Николая. Родители: крестьянин Василий Павлович Шестериков Пензенской губернии и его законная жена Наталья Ивановна, оба православные. В справке указаны даже имена крестных (восприемников) и имена священника и диакона, крестивших малыша, который через 24 года станет отцом маленькой Нины. 

Так Нина Николаевна узнала о месте и дате рождения отца, а также имена своих родных бабушки и дедушки.

Установила она и информацию о другой родной бабушке - по маме, которая забрала ее к себе после гибели родителей.

Согласно справке Ульяновского государственного архива, в метрической книге Покровского собора г. Сенгилей одноименного уезда Симбирской губернии за 1899 год говорится, что Анна Ивановна Цитаринская рождена 19 и крещена 21 ноября 1899 года. Родители – личный почетный гражданин города Сенгилея Иван Петров Цитаринский и законная жена его Параскева Николаева, оба православные. Далее идут имена мещан – крестных.

Ничего этого Нина Николаевна раньше не знала и с интересом вчитывалась в имена, даты и сословия предков.

Неравнодушный прокурор

Огромное значение в этом расследовании имел тот факт, что Нине Николаевне почти всегда попадались на пути к цели отзывчивые люди. После того как она встретилась с усть-лабинским участковым Федорко, судьба свела ее с другим неравнодушным представителем правоохранительных органов – старшим прокурором отдела государственных обвинителей Уголовно-судебного управления прокуратуры Самарской области Святославом Михайловским.

Прокурор Михайловский нашел время побеседовать с Ниной Николаевной по телефону и поднял по ее просьбе в архиве личное дело отца. 

От Святослава Александровича женщина узнала, что Николай Шестериков работал радистом в совхозе им. Степана Разина Ставропольского района Куйбышевской области. В августе 1941 года он был арестован по доносу за то, что поймал и слушал на радиоприемнике иностранную волну. В этот момент к нему зашел сосед, который тут же написал донос. Уже в октябре того же года Николая Шестерикова приговорили к расстрелу. Жена писала прошения о смягчении наказания, ведь у нее на руках осталась годовалая дочка и должен родиться второй ребенок, но получила отказ. Текст письма сохранился в деле "врага народа". В декабре приговор привели в исполнение, а несчастная женщина решилась на аборт, считая, что двоих детей ей не потянуть.

В последующих телефонных разговорах прокурор Михайловский объяснил Нине Николаевне, что провел проверку и готовит для нее справку о признании ее лицом, оставшимся в несовершеннолетнем возрасте без попечения отца, необоснованно репрессированного по политическим мотивам. За это положены льготы, чего Нина Николаевна никак не ожидала. 

Михайловский затягивать не стал и марте 2021 года женщина получила номерную справку из Самарской прокуратуры, а уже в апреле оформила в Усть-Лабинске прибавку к своей пенсии.

Каждая российская семья, каждый род – это часть истории нашего великого государства. Благодаря желанию, терпению и упорству 81-летней женщине удалось узнать то, что хотела.

При поддержке неравнодушных сотрудников Усть-Лабинской полиции, Самарской прокуратуры, Ульяновского архива и «Почты России» открылась еще одна неизвестная страничка не только конкретной российской семьи, но и нашей общей истории.