Общество

Усть-Лабинский опер Юрий Ерашков. О себе, коллегах и громких преступлениях лихих 90-х

17 апреля – День ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск РФ
17.04.2023 - 11:30
11 минуты, 19 секунд
Усть-Лабинский опер Юрий Ерашков. О себе, коллегах и громких преступлениях лихих 90-х
Читай актуальные новости в телеграм-канале Усть-Лабинск Инфо

17 апреля 2023 года в России отмечается День ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск. В связи с этой датой наш сегодняшний гость - ветеран МВД, в прошлом – оперативник уголовного розыска Усть-Лабинского РОВД и сотрудник краснодарского ОМОНа, майор МВД Юрий ЕРАШКОВ. Сегодня вместе с ним мы вернемся на 20-30 лет назад и окунемся в криминальный мир Усть-Лабинска лихих 90-х и начала 2000-х, вспомним имена тех, кто когда-то стоял на страже мира и покоя устьлабинцев.

Справка. ЕРАШКОВ Юрий Алексеевич, 52 года, родился в Усть-Лабинске, окончил школу № 3. С 1992 по 2010 годы работал оперуполномоченным отдела уголовного розыска ОМВД по Усть-Лабинскому району. С 2010 по 2012 года служил в ОМОНе Краснодарского края, неоднократно выезжал в горячие точки. Майор в отставке. Женат. Супруга Елена - майор полиции и дочь – сержант полиции в настоящее время работают в ОМВД по Усть-Лабинскому району.

Проблемная зона

- Юрий Алексеевич, расскажите, как попали на службу в милицию, с чего начинали?

- До и после армии я успел поработать токарем на Сахарном заводе, а с октября 1992 года пошел работать в Усть-Лабинский РОВД. Тогда было проще устроиться в милицию, чем сейчас в полицию. Пришел к замполиту, Владимиру Ивановичу Болякову, рассказал о себе. Он попросил заполнить анкету, собрать документы. Меня определили младшим инспектором уголовного розыска в оперативно-поисковое отделение, к Игорю Юрьевичу Журавскому. Сначала походил сержантом, а через год подал документы в Астраханскую школу милиции. Работал, учился заочно, в 1996 году, после окончания, получил звание лейтенанта милиции и должность зонального старшего опера.


Юрий Ерашков в начале карьеры (крайний слева)

- Какой по территориальности участок вам достался?

- К моей зоне относился низ города: по ширине от улицы Гагарина до Свердлова и весь нижний квадрат вместе с дачами. На все, что там происходило, от мелких краж до убийств, приходилось выезжать.

- Ваша зона была проблемной или спокойной в криминогенном плане?

- Проблемной, потому что она граничит с Адыгеей, соответственно, то наши нарушители закона на соседней территории «отмечались», то соседи у нас. Хотя преступники город на зоны не делили, могли где угодно отметиться. Поэтому мы очень плотно взаимодействовали с участковыми и оперативниками и из Адыгеи, и из других районов, граничащих с Усть-Лабинским.

Про первые раскрытия и протухшие улики

- Кто тогда был вашими руководителями, помните?

- Конечно! Начальником розыска у нас до 2000 года был Анатолий Иванович Дубровин – очень грамотный и профессиональный командир, его заместителем - Виктор Владимирович Тамазов, начальником криминальной милиции Александр Иванович Квитко, а начальником РОВД - Борис Иванович Ковтун.

- Помните первое преступление, на которое выезжали?

- Да, это была кража 100 миллионов рублей. Старыми деньгами, конечно же. Их украли у командировочного в гостинице «Уют». Я тогда находился в составе оперативно-следственной группы. Мы собрали материал, зарегистрировали, но участия в раскрытии этого преступления я не принимал, его передали по территориальности. Мы раскрывали на своей территории и кражи, и разбои, и убийства. Даже заказное убийство было.

- О чем было первое дело, которое вы раскрыли самостоятельно?

- Я последнее свое дело не помню, а первое – как сейчас! Оно было о краже кур. Кража была совершена ночью, материалы мне передали утром. Одного задержали, другой с мешком живых курей убежал. И этот задержанный утром взял и умер. Заключение эксперта показало разрыв сердца – вор был не профессиональный, поэтому сильно испугался и переживал задержание. Личность второго сразу не установили. Мне предстоял самый тяжелый момент - идти к родственникам и сообщать о смерти их близкого – надо же было установить круг его общения, ведь раскрытие преступления никто не отменял. Ситуация было не из приятных – человек умер в полиции, на тот момент причина была еще не известна, могли что угодно подумать. 

Тем не менее, я их разговорил и узнал, с кем умерший общался. Начал отрабатывать круг его друзей. Прихожу к одному, а у него в тазу отрубленные куриные головы лежат. Деваться ему было некуда, признался. Преступление раскрыто, но чтобы закрепиться по делу, нужно изымать краденое. А дело было летом, в жару. И вот я этот таз с головами приношу нашему следователю Тамаре Григорян. Ставлю перед ней: «Быстро оформляй, а то улики совсем протухнут!». Стандартную процедуру она проделала в разы быстрее, чем обычно.

Про заказное убийство главы станицы

- Вы начинали работать в самый расцвет «лихих 90-х», когда дерзкие убийства совершались по всей стране. Усть-Лабинск стал исключением?

- Всякое бывало, и бандитские разборки, и заказные убийства, и разбои. Одно из самых громких - заказное убийство главы администрации станицы Воронежской, в 94-м. Ночью, когда муж с женой и их грудной ребенок спали, неизвестные проникли в дом и застрелили из мелкокалиберной винтовки главу станицы с молодой женой. Младенца пожалели.

- Передел власти или что-то другое?

- Очень много версий мы отрабатывали, от политической темы до личной неприязни. Вычислить убийц удалось не сразу, хотя руководство и главк требовали скорейшего раскрытия. Еще бы, такой резонанс на весь край! В итоге все-таки раскрыли по оперативной информации.

- Прошло почти 30 лет, наверное, уже можно раскрыть детали этой оперативной информации?

- Ну хорошо! В Кореновском районе милиция задержала наркомана за какое-то преступление и он, чтобы ему сделали «скидку» на суде, поделился с оперативниками тем, что знал. Он слышал, как  кто-то из участников убийства из Усть-Лабинского района хвастался совершенным преступлением. В итоге мы установили личности всех исполнителей, а их было трое или четверо, и заказчика убийства. Задерживали их одновременно, в разных местах.

- И какова же причина преступления? Кто заказчик?

- Ревность. Заказчицей убийства выступила бывшая жена главы, она наняла местных ребят, один, помню, был из Железного. Все они получили сроки и наверное, давно уже вышли, возможно продолжают жить там же.

Про убийство старушки-процентщицы и разборки группировок

- Приходилось в одиночку раскрывать преступления?

- Приходилось, и не раз. Моя личная агентесса рассказала, что у нее снимают квартиру трое «залетных» из Ростовской области – двое мужчин и женщина. Якобы, они совершили в Усть-Лабинске, в районе Вольной, кражу, даже сказали у кого. Кроме того, они убили и ограбили старушку-процентщицу, жившую по Демьяна Бедного. Только не топором зарубили, как у Достоевского, а пробили голову молотком. Агентесса сообщила, что в настоящий момент они у нее дома. Чтобы проверить, я выехал в адрес на Демьяна Бедного, увидел, что труп старушки на полу и вызвал группу. 

На съемной квартире мы их и задержали. Тоже дело было резонансным. Суд проходил в Краснодаре, а мы с тогдашним начальником убойного отдела, ныне покойным Юрием Васильевичем Алябьевым, выступали на суде присяжных. Организатором преступной группы был такой персонаж - Славик Кремлев. Что самое интересное, у него то ли пальцев на руке не было, то ли даже кисти, но он был мастером рукопашного боя и преподавал в силовых структурах восточные единоборства. Тогда им всем дали очень большие сроки.


Построение в Усть-Лабинском РОВД

- В те годы во многих городах, помимо официальной власти, были еще и ставленники от криминала – смотрящие, положенцы, которые контролировали местный криминалитет. Как в этом плане обстояло дело в Усть-Лабинске?

- Бардак в этом плане действительно был очень серьезный, и наша, и краснодарская братва пытались закрепить территории влияния за собой. Был такой криминальный авторитет по кличке Шатен, считал себя смотрящим. У них были свои конфликты с их «коллегами» из Адыгеи, доходило до перестрелок. 

В Усть-Лабинск тогда с концертом приехала Вика Цыганова. Напротив администрации, где сейчас фонтан, раньше было поле и там она выступала. И как раз во время ее концерта возле педучилища началась перестрелка. Во время стрельбы случайно пострадали три студентки педучилища и были убиты три «братка» из Адыгеи. Потом ребята из-за речки пришли с «ответным визитом» и, по нашей информации, расстреляли из автомата самого Шатена. Труп не нашли. Насколько знаю, дело до сих пор не раскрыто, и Шатен уже более 20 лет числится пропавшим без вести.

- Воры в законе свои имелись?

- Нет. Приезжал один «законник» из Краснодара по кличке Щенок, пытался свои порядки устанавливать, но у нас город такой, что не держались у нас авторитеты. Мы старались их сразу брать (находили за что) и дальше они отправлялись по этапу. Пытались тут некоторые назначать себя смотрящими, но свои дела мы им здесь не позволяли делать. Рэкет иногда проявлялся. Тот же Шатен пытался в Воронежской с предпринимателей дань собирать.

Про разбойное нападение на квартиру депутата

- Практически у каждого оперативника есть «любимые» дела, раскрытие которых он запоминает на всю жизнь. Расскажите о своем.

- Да, есть такое. Это было очень серьезное дело в 2000-х -разбойное нападение на квартиру по Ленина, 33, где жил депутат и, по совместительству, председатель трех колхозов. Примерно в 10 часов утра в квартиру, где на тот момент находились жена депутата и его маленький сын, постучались трое неизвестных, предварительно перерезав в подъезде телефонный провод. Они избили женщину на глазах у ребенка, угрожая ножами связали скотчем ее и мальчика, требовали деньги и золото, в противном случае грозились убить. 

Мальчика потом пришлось долго лечить от испуга, он стал сильно заикаться. Все что было в доме, они нашли, но думали, что где-то спрятано еще и не уходили, продолжая требовать. Сумма похищенных денег была достаточно крупной: рубли, доллары, много ювелирных украшений. Позже, когда преступников установили, часть золота я ездил изымать в ломбарды в Сочи, часть нашел на квартире, где, как потом выяснилось, они снимали жилье. Но их самих не было, уехали отдыхать на море.

- Как вышли на преступников?

- Это было очень интересное и сложное раскрытие. Женщина описала внешности нападавших, мы подключили художника-портретиста. Но в Усть-Лабинск мы по нему не нашли никакой зацепки и я вышел на наших коллег из Адыгеи. У них экспертом-криминалистом работал наш бывший сотрудник, оперативник, подполковник Алексей Стукалов. Он попросил приехать, и мы с ним и с потерпевшей долго просматривали картотеку, и вдруг она узнала одного из нападавших – его ранее задерживали за мелкое хулиганство.

Выяснили, где живет, нагрянули на квартиру и нашли там часть похищенного имущества. Сами разбойники в тот момент уехали отдыхать на побережье. Пообщались мы с местными, выяснили, на какой машине уехала троица, назвали госномер. Я дал циркулярку по краю на задержание автомобиля и предупредил, что преступники могут быть вооружены. И вот прихожу я с дежурства домой, была суббота, вечер. И тут звонок из дежурки: на Усть-Лабинском кольце по моей циркулярке задержали машину с пассажирами и везут их в РОВД. В машине обнаружено огнестрельное оружие. Это была удача! Оказалось, что разбойники «залетные» - из города Камышина Волгоградской области. Они там свершили серию квартирных краж, двоих из них задержали, но они сбежали из камышинского УРа, разбив окно на втором этаже. Числились в розыске и скрывались в Адыгее. Приехали сюда специально, по наводке на квартиру.

- И кто же оказался наводчиком?

- Наш сотрудник, бывший следователь. Он двоих из них знал – один из преступников был родом из Усть-Лабинска, но потом уехал в Волгоградскую область, а здесь у него остался брат. Оказавшись в компании братьев, наш сотрудник во время совместного застолья и рассказал, что в квартире напротив живут очень богатые люди, там есть, чем поживиться. Вот один из братьев с подельниками позже и решили наведаться в эту квартиру. Задержали и сотрудника-наводчика. Он просидел три дня в камере, а потом каким-то чудесным образом оказался не подозреваемым, а свидетелем по делу.


Юрий Ерашков с коллегами по РОВД

Про пособника чеченских террористов и ранение при задержании

- И много в то время происходило «чудесных образов» в нашей милиции?

- Да, много было всяких «чудес», но не всегда было понятно, откуда ноги растут. Как-то раз приехали коллеги из УБОПа Карачаево-Черкессии задерживать нашего сотрудника, который работал участковым в станице Новолабинской. Меня вызвал начальник, сказал ехать с ними на задержание, так как карачаевцы местности не знали. Оказалось, что раньше этот участковый, еще когда в армии служил, сотрудничал с чеченскими террористами по похищению людей.

- Вы знакомы с работой сегодняшних оперативников? Когда, по-вашему, сложнее было работать: в ваше время или сейчас?

- Да, общаюсь со многими, когда советуются – делюсь опытом. И, конечно же, сейчас много технических новинок, помогающих в раскрытии преступлений, о которых мы и не мечтали. Тогда были свои сложности, сейчас – свои. Много времени отнимало оформление огромного количества документации. Сейфы полностью были забиты делами, которые нужно было писать от руки, ведь компьютеры позже появились, а начинал я еще на печатной машинке.

- Я слышала, вас однажды даже ранили при задержании преступника?

- Было дело. В 2002 или 2003 году я получил информацию, что в городе совершается серия краж и следующая кража планируется в доме по улице Свободной. Мы с напарником сели ночью в засаду, предварительно удалив из дома хозяйку. 

Ночью слышим – вскрывается окно, влезает человек. Мы дождались, пока он начнет открывать шкафы, чтобы потом не говорил, что ошибся квартирой, и приступили к задержанию. Все происходило в темноте, домушник отбивался. Когда мы его скрутили и включили свет, я увидел, что у меня рука в крови и рубашка, только что мамой на День рождения подаренная, порезана. Хорошо, что в руку попал, а не в живот. На суде ему кроме краж вменили нападение на сотрудника милиции, хотя он очень извинялся, каялся и писал явку с повинной.


С женой Еленой.

Про память о прошлом и новую жизнь

- До какого года вы работали в уголовном розыске и почему ушли?

- До 2010 года я работал в УРе, затем ушел в Краснодарский ОМОН – коллега позвал за собой. Ну и решил себя попробовать на новом месте. После командировок в Чечню и Дагестан, когда началась реформа МВД и стали приходить новые молодые ребята, я принял для себя решение, что пора уходить. С тех пор на пенсии.

- Общаетесь со своими бывшими коллегами?

- Конечно! К сожалению, многих коллег уже нет с нами, но мы их помним и ездим на кладбище. Собираемся всегда на могиле Сергея Сергеевича Простотинова, это наш бывший сотрудник, очень грамотный опер был, просто от Бога! Умер прямо на День уголовного розыска - 5 октября. Мы в тот день как раз готовились к празднику, но вдруг звонит наш опер Игорь Аверкиев и говорит, что Сергей умер, он рядом с ним жил. И теперь мы каждый год в День уголовного розыска, в 12.00 едем на кладбище и встречаемся у Простотинова. Приезжают даже ребята с параллельных служб. Поминаем ушедших там, а уже затем отмечаем профессиональный праздник в кафе или на природе.


Встреча с коллегами

- Чем занимаетесь на пенсии?

- Спортом! Дома, на собственных тренажерах. Читаю и смотрю старинные детективы времен царской России и советского периода. Современные почему-то не люблю. Жду, когда выйдет новый сериал с Михаилом Пореченковым о раскрытии преступлений 1900 года. Живу, в общем.

- Спасибо за беседу! С праздником вас и ваших коллег!


Фото автора и из личного архива Юрия Ерашкова.

0
Комментарии0