Михаил Киселев. Главный по воде

В этом году Усть-Лабинску, как городу, исполнилось 65 лет. Примерно столько же, если не больше, существуют в Усть-Лабинске сети водоснабжения. Старые, изношенные, рвущиеся и разваливающиеся в руках трубы, проложенные еще предками нынешних устьлабинцев, продолжают спасать от жажды и антисанитарии растущий, как на дрожжах город. И все это запущенное, почти не ремонтированное с момента прокладки, хозяйство, принял на себя нынешний генеральный директор АО «Водопровод» Михаил Киселев. О себе, ежедневной борьбе за «живительную влагу», проблемах городских сетей и планах по выходу из кризиса Михаил Андреевич согласился рассказать нашим читателям.
«Я мечтал стать хирургом…»
- Итак, расскажите сначала о себе. Вы коренной устьлабинец? Каким было ваше детство?
- Да, я родился в Усть-Лабинске в 1988 году. Сначала учился в 36-й школе, затем мы переехали в станицу Воронежскую, где я из отличника сразу превратился в двоечника. Наверное, у меня был стресс в связи с переездом: новые люди, новые дети, новые проблемы. От проблем и разных мыслей меня спасала игровая приставка «Dendy». Потерян для учебы я был класса до седьмого. Но потом все вошло в свою колею, я закончил 7-ю школу. Кстати, школа хорошая, там были прекрасные преподаватели. Они меня вытащили буквально «за уши» из разряда двоечников, и привили желание узнавать что-то новое. После школы поступил в Кубанский аграрный университет на специальность «бухгалтерский учет, анализ, аудит».
- Почему именно туда? Не скучно для молодого человека?
- Не поверите – всю жизнь мечтал быть хирургом! Хотел поступать в мединститут. Но профессия во все времена престижная, поэтому попасть на бюджет было сложно, а у родителей не было финансовой возможности меня туда «поступить». Мой брат - технолог-пищевик, поэтому на семейном совете было решено вдогонку к нему сделать из меня экономиста. Отец говорит: «Ты же деньги любишь? Считать их умеешь? Вот и давай!».
Мне действительно это было немного знакомо, потому что тогда в Воронежской (это лихие 90-е) центром притяжения была трасса, вдоль которой стояли торговцы, и мы с братом лет с семи продавали яблоки, груши, картошку, яйца. Все было свое, мы собирали и тащили на трассу. То есть «опыт работы в торговле» был, вот и отправился я на бухучет.
- Ваше это оказалось, или все-таки не то?
- Не мое! Правильно говорят, что для такого занятия, да и для любого другого, должно быть призвание. Я себя в этой профессии не нашел, хотя позже работал и в аудиторской фирме, и практиковался на мясокомбинате в Усть-Лабинске. Все понимал, но полезности своей не чувствовал. Скорее наоборот.
Боец, продавец, строитель
- В армии служили?
- Да! После окончания института я ушел в армию. Служил в Санкт-Петербурге, в войсках ВВС ПВО. Через полгода службы меня, как самого лучшего бойца, разбирающегося в технике, направили на учения на боевой полигон Ашулук в Астраханскую область. Там были французы, украинцы, белорусы. Мы отрабатывали стрельбы по воздушным целям. Было очень интересно, удавалось не сидеть на месте. Останься я в питерской части, с ума бы сошел от скуки и повседневности. Говорят, что армия ума не дает. Я считаю, что она дает возможность оценить себя, свои возможности – физические, психические и умственные.
- Что было дальше, после службы?
- Вернулся, устроился по специальности в известную сеть магазинов. Карьерный рост очень быстро пошел в гору. За год я дослужился от простого оператора до ведущего специалиста. Потом резко поменял направление - ушел в строительство. Строил известные жилые комплексы в Краснодаре. Это было круто и интересно! Я, наконец-то ощутил себя полезным, потому что, когда ты видишь, как на месте котлована вырастает огромное здание в 18 этажей и понимаешь, что люди ждут это жилье и ты причастен к исполнению их мечты, это неописуемое чувство.
- Почему пришлось уйти?
- Грянул кризис, резко все изменилось: много объектов заморозилось, людей пришлось распустить. Тогда меня пригласили в «Главстрой Усть-Лабинск» - менеджером по продажам. Тоже интересно было, работал достаточно успешно. А потом позвали в районную администрацию…
"Родственник губернатора"
- Михаил Андреевич, ходят слухи, что вы – родственник нашего губернатора. Это так?
- Да, я тоже слышал, что я его родственник. Но увы, это не так! Если бы я действительно им являлся, то, наверное, давно бы сидел в другом кресле и в другом городе. А я оказался в отделе промышленности усть-лабинской администрации.
- Чем занимались?
- Работал с предпринимателями по повышению инвестиционной привлекательности Усть-Лабинского района, по продвижению наших брендов в южном регионе. Это тот же «Главстрой Усть-Лабинск», тот же «МЖБК», ФСИН, так в зонах есть свое легкая промышленность, которая тоже имеет право рекламироваться. Интересная была должность, ставились амбициозные задачи, которые надо было решать вопреки всему. Надо было решать проблемы предпринимателей.
Потом случилось знакомство с новым главой города Станиславом Александровичем Гайнюченко. Он мне предложил возглавить очень сложное на тот момент направление - МБУ «Город», и я, неделю подумав, согласился. Это была первая структура из сферы ЖКХ, которую я затронул и, мне тоже было интересно.
- Что может быть интересного в работе ЖКХ? Мусор, грязь, жалобы, и еще масса всего малоприятного и плохопахнущего…
- Много интересного, нового! А когда тебе люди говорят спасибо, за то, что ты что-то сделал, еще и приятно. Где-то помог грейдировать дорогу, где-то закопал яму, обрезал опасные ветки у деревьев. То есть, нравилось делать для людей что-то полезное. Да, вопросов нет, всегда очень много критики в адрес МБУ «Город» было. Ничего совершенного нет, предприятие далеко не конфетка, но те работы, которые выполняет МБУ, а сейчас МКУ «Чистый город», это адский и неблагодарный труд. Люди этого не видят, поэтому не ценят.
Если остановить уборку мусора хотя бы на один день, они сразу это увидят и поймут, сколько труда приходится вкладывать, чтобы поддерживать город в чистоте. Работа в МБУ была одной из самых жестких школ. Я благодарен Станиславу Александровичу за то, что принял меня в свою команду, потому что это на самом деле Команда. В ней не существует никаких «Я», только «Мы», и только мы отвечаем за город – от знака на въезде, до знака на выезде.
Снос "берлинской стены"
- Вот так мы плавно и подошли к вашему назначению в АО «Водопровод»…
- Да. Когда уже шла подготовка к смене руководства в «Водопроводе», Станислав Александрович вызвал меня, выразил свое удовлетворение моей работой и сказал, что может мне доверять. Он рассказал, что есть проблемное предприятие и предложил его возглавить. Где-то через месяц – 14 апреля 2021 года - он вновь меня вызвал и поздравил с назначением на должность генерального директора АО «Водопровод».
- С какими проблемами столкнулись на новом месте?
- Мне дали месяц на то, чтобы разобраться, что здесь происходит. Начал изучать ситуацию. Оказалось, что здесь просто…. караул: финансовые проблемы, полное отсутствие коммуникации с населением, как будто «Водопровод» отгородился от населения «берлинской стеной», море проблем в бухгалтерском и налоговом учете, обучением кадров никто не занимался, программы не обновлялись. Зато, спасибо бывшему руководителю, коллектив мне достался дисциплинированный, вышколенный.
Процентов 30 сотрудников пришлось со временем заменить, в основном кабинетных, а не рабочих. Сейчас штат составляет 121 человек. Пришлось провести оптимизацию, ввести антикризисные меры, с некоторыми попрощаться. Тяжело было. К тому же у некоторых были неоправданно раздутые зарплаты, и здесь чистка была капитальная. Да, и «берлинскую стену» мы снесли.
- Вернемся к проблемам. Удалось их решить, хотя бы частично?
- За предприятием были большие долги. Я считаю, что это из-за отсутствия правильного ведения финансово-хозяйственной деятельности. Мы нашли много недочетов не только в финансах, но и в коммуникациях с потребителями, и в абонентских программах. Я запросил у всех начальников отделов документацию за последние три года, чтобы увидеть, куда финансы двигались, какую технику приобретали, все материальные отчеты поднял сначала за 3, потом за 5 лет. Отчет по абонентской программе мне принесли в трех строчках. Запросил развернутый отчет, попросил открыть абонпрограмму на моем компьютере (оплату от жителей). Так они не смогли!
- Сколько у «Водопровода» сейчас абонентов?
- 18 тысяч. Когда система не была отлажена, было тяжело отслеживать все процессы с абонентами. Проблемных было примерно 40 процентов, на сегодняшний день осталось порядка 25 процентов.
- Предприятию удалось «выплыть» из тех проблем, с которыми вы столкнулись в самом начале?
- Сейчас все нормально! Я спокоен, знаю что теперь у нас все стабильно. Недавно мы слились с «погибающими» очистными сооружениями, нам переданы их полномочия в полном объеме. Мы выкупили у них часть арестованной техники, по максимуму сохранили ценных работников. Работаем на предупреждение – за 3,5 месяца с момента слияния не было ни одной серьезной аварии.
"Караул "с канализацией
- В каком состоянии вы приняли объекты очистных сооружений? Город не рисковал утонуть в нечистотах?
- Сейчас расскажу. Между школой № 3 и спортшколой «Олимп» постоянно стояла вонючая лужа – текла канализация. Мы прибыли туда с работниками очистных сооружений, это было вскоре после передачи нам полномочий. Они должны были раньше чистить канализацию, но не чистили. Они же стали нас убеждать, что точно знают, где проходит труба коллектора под землей. Искали-искали, не нашли.
Я заставил их привезти бочки, скачать в них всю эту зловонную лужу и оказалось, что все совсем не так, как они говорили. В итоге канализацию промыли. Мы не знали, что есть проблемы и на улице Октябрьской, где больше года была забита канализация – коллекторы полные, все текло в подвалы. И люди терпели! Просто караул! На улицах Южной и Свердлова тоже самое – открыли колодцы, они полные под завязку. Тогда благодаря администрации города нам удалось более-менее навести порядок.
- Не секрет, особенно для СМИ, что в адрес «Водопровода» поступало много жалоб от населения. Речь шла не только об отключениях, но и неоправданно огромных счетах за воду, начисляемых некоторым абонентам. Например, жителям небольших домовладений с маленькими участками приходили пяти, а то и шестизначные счета. Сейчас подобные жалобы есть?
- Такого сейчас нет. Но есть случаи, когда люди просто «забивают» и на закон, и на ресурсоснабжающую организацию. Например, купил человек недвижимость в 2010 году, а сам куда-то уехал, и годами не интересуется ни недвижимостью, ни коммунальными вопросами. Собственник должен был хотя бы уведомить нас, что он там не живет, чтобы мы все опломбировали, закрыли краны и т.д. А так у собственника автоматически раздуваются счета, плюс капает пеня. Был случай, когда у женщины так набежало 200 тысяч рублей. В таких случаях ищем для человека наименее болезненный выход из ситуации, но прощать долги не имеем права.
Даешь новые насосы!
- Михаил Андреевич, читатели ждут хороших новостей. Их есть у вас?
- В этом году мы приступили к автоматизации: хотим перейти на новые насосы, а все старые будем убирать. Оборудование уже закупаем. На днях должны прийти новые погружные насосы со всей «начинкой». Нам автоматически будут приходить сообщения, что, например, один насос встал, переключился на резервный. Вот до чего техника дошла!
- В каком состоянии насосные станции сейчас и каков процент износа?
- Все очень старые, со 100-прцентным износом, в ужасном состоянии. Одна - более-менее рабочая – насосная станция по улице Луначарского. Она относительно молодая, еще есть потенциал. Там стоит погружной насос старого образца, который кое-как еще работает. Из-за того, что оборудование устарело морально, психологически и физически, оно уже полностью изношено. Мы такие насосы поддерживаем, как врачи поддерживают жизнь в коматознике.
- Новые насосы - отечественные?
- Нет, китайские аналоги итальянских, тоже качественные, но в разы дешевле. В этом году планируем восстановить три насосных станции: в районе 5-й гимназии, на улицах Октябрьской и по Луначарского.
- Технику для «Водопровода» покупаете новую, или пока пользуетесь тем, что есть?
- В 2022 году приобрели новую технику, в этом году тоже будем добавлять новые единицы в автопарк, потому что того, что есть, не хватает для поддержания нормальной работы аварийных служб.
Что спасет город?
- Город растет?
- Растет, причем сильно, хотя уже некуда. Большое хорошее дело мы сделали в прошлом году – построили и ввели в эксплуатацию 4,5 км сетей на 302 квартале! Люди довольные, идут к нам, подключаются. Там в основном многодетные семьи живут, нам хотелось соблюсти их интересы, а то у них и так затрат хватает. Поэтому подходим индивидуально к каждому.
- Получается, что с вводом новых сетей в 302 квартале нагрузка на старые сети в остальных районах города снизилась? Выдержат?
- 301 и 302 кварталы имеют индивидуальный водозабор, поэтому на основную часть города они не влияют. Но на центральную часть города ресурса все равно не хватает.
- И какой же выход из ситуации вы видите?
- Строительство Северного водозабора по улице Коммунальной. Это амбициозный и очень сложный проект. Мне звонят из администрации, спрашивают, почему в западной части города нет воды. Да потому что сахарный завод отключает воду либо аварийно, либо планово! Мы не можем их регламентировать, понимаю, что у них свои проблемы – промывка, подготовка к сезону. Поэтому Командой города и принято решение строить Северный водозабор, чтобы та часть города не зависела от сахарного завода. Только новый водозабор спасет город - даст ему мощную подпитку.
- Когда начнется строительство?
- Если ничего не помешает, то в 2025 году. Плюс 2-3 года уйдет на само строительство. Надо будет пробурить много скважин, построить павильоны, резервуары, станции второго подъемника. На все это нужно время и деньги, но оно того стоит - только в этом случае мы сможем дать городу необходимый объем воды.
- Это минимум 6 лет. Существующие сети могут за это время окончательно выйти из строя. Что тогда?
- На 2023-2024 год поданы документы на вступление в программу по восстановлению 43 км задефектованных сетей. Сейчас из-за обезвоживания сетей мы вынуждены их «догонять» водой, от этого происходят гидроудары, и вся система рвется. Мало того, что сети изношенные, трубы в руках разваливаются, так еще и гидроудары их добивают. Аварийность растет с каждым днем.
Летние перебои и подземные «сюрпризы»
- Почему летом во многих домах воды либо нет вообще, либо слабый напор?
- Потому что многие жители понаставили себе насосы. Если взять и поснимать все насосы в домовладениях, давление в системе стабилизируется, воды будет хватать всем. Зимой же все отлично, когда насосы для полива не включают.
- При прокладке нового трубопровода приходилось ли находить что-то интересное в земле?
- Конечно! Снаряды находили, деревянные кресты, человеческие кости. Не только в центре, но и в других районах города. Даже у меня под окном кабинета нашли скелет, когда новую трубу прокладывали. У нас, похоже, весь город на костях - старые захоронения. В каждом случае вызывали полицию.
- Вы удовлетворены своей работой?
- Скажем так, мне не стыдно перед людьми. Я могу ответить на вопрос: «Что ты сделал для города и его жителей?». Мне есть, что сказать. Даст Бог, мы доведем все до логического конца, чтобы реально было видно результаты. Мы сделали все, чтобы у многих жителей, которые раньше мучались с перебоями, постоянно была вода. Но хочется сделать по максимуму. И я надеюсь, когда мы это сделаем, результат увидят все.
- Спасибо за беседу!
Фото автора