Алексей Забазнов: «История – это вечно горящий рукописный свиток…»

Несмотря на то, что в этом году мы празднуем 65-летие провозглашения Усть-Лабинска городом, его история насчитывает более двух веков существования, а уж сама земля усть-лабинская уходит далеко за границы нашей эры. К сожалению, предки нынешних устьлабинцев, живших в XIX и первой половине XX века особо не заморачивались, чтобы сохранить для потомков историю родной земли. Как будто напрочь стерлись эти 150 лет. Не согласны? Тогда сходите в краеведческий музей и убедитесь, что экспонатов времен скифов и сарматов больше, чем предметов царских времен, эпохи революции, гражданской войны, ранних советских и Великой Отечественной. Позже да, кое-что сохранилось, но опять же, не в том объеме, в каком хотелось бы. Вот и приходится современным краеведам по крупицам собирать информацию, восстанавливать те или иные события. И пусть порой обрывки информации и гипотезы вызывают споры между самими краеведами, все они интересны и имеют право на «знакомство» с потомками. Наш сегодняшний гость – усть-лабинский краевед Алексей Забазнов. Правда, в силу природной скромности Алексей просил не публиковать его портрет.
Справка. ЗАБАЗНОВ Алексей Николаевич, родился в 1981 году в Усть-Лабинске. Окончил школу № 1, затем факультет международных отношений в КубГУ, исторический факультет, учился в аспирантуре. По собственному признанию, защищать диссертацию не стал, так как посчитал, что недотягивает она до полноценной кандидатской. В 2017 году получил диплом юриста, в настоящее время работает частным консультантом. Историей родного города интересуется с детства.
От истории семьи – к истории города
- Когда вы заинтересовались историей Усть-Лабинска? Это хобби, или нечто большее?
- Я бы сказал, что это естественное чувство. Сначала мне было интересно изучать историю своих предков. Например, моя бабушка, Раиса Дмитриевна Губарь помнила еще своего деда Ивана Яковлевича Ракитянского, то есть моего прапрадеда. Он родился под Харьковом, в станицу Усть-Лабинскую пришел в 1886 году. Тогда уже была железная дорога, от Ростова шла до станции Кавказской. Он доехал до Кавказской, оттуда пешком спокойно дошагал до Усть-Лабинской. Ему было 25 лет: утром вышел, вечером пришел. Со временем интерес к истории семьи перерос сначала в интерес к истории зданий Усть-Лабинска, учреждений, таких как педколледж, городские школы, а потом и всего города, и железной дороги.
- Что вам известно об освобождении Усть-Лабинского района? Говорят, немцы в 1943-м сдали его без боев. Вы с этим согласны, или есть другая версия?
- Большинство источников и исследователей сходятся во мнении, что немцы отступили без боя под угрозой окружения. Некоторые источники утверждают, что небольшие бои все же были. Я не рискну что-то утверждать. Могли быть небольшие столкновения нашего авангарда с немецким арьергардом. Насчет станицы Воронежской нет единого мнения. Очевидцы, которым тогда было по 15-16 лет, рассказывали, что боев не было. Угроза окружения и прорыва фронта заставили немцев спешно отступать. Ближе к Краснодару они пытались зацепиться и да, там бои были. А у нас им зацепится было не за что, и примерно до нынешней плотины водохранилища они просто бежали. И вот такие, казалось бы, недавние события с совершенно противоположными оценками иногда ставят в тупик.
- Откуда тогда столько братских могил по всему району? В той же Воронежской? В Усть-Лабинске? Может бои были при отступлении наших в августе 1942го?
- Нет, и при оставлении станицы боёв не было. А в братских могилах лежат и расстрелянные в плену красноармейцы, и умершие в госпитале, а также в санитарном поезде на станции Усть-Лабинской.
- Алексей, есть что-то в истории Усть-Лабинска, известное только вам, и еще незнакомое широким массам? Может, бабушка что-то рассказывала?
- Сравнительно малоизвестная тема – это послевоенный голод, о нём вспоминал ветеран маслозавода Борис Новиков. Тяжелым был 1947 год, и не только у нас. Конечно, не как в 1933, он не убивал, но тем не менее, давил. Предполагается, что он был связан с усиленными поставками продовольствия в страны Восточного блока – Польшу, Чехословакию, Венгрию, Восточную Германию. Вывоз нашего продовольствия в эти страны – своего рода соперничество с американцами, которые в очень больших объемах кредитовали страны Западной Европы и западной зоны оккупации Германии, чтобы «перекупить» их у Советов и избежать поворота этих стран в сторону коммунистов. Поэтому страна и отдавала продовольствие Восточной Европе, перетягивая на свою сторону.
- Кубань считается житницей России, а Усть-Лабинск – центр Кубани. Из района вывозилось только зерно?
- Тогда да. Позже, при Брежневе, когда была открыта ветка газопровода Уренгой – Помары – Ужгород, оказалось, что мощность газопровода превышает мощности добывающих регионов, а это порождало риск неустойки от покупателей. Поэтому к газопроводу стали подключать всех, кто находился на пути. Выкачивали газ даже из Усть-Лабинского газового месторождения, которое тогда очень сильно просело, и программа газификации замедлилась. Этот факт в своё время упоминал наш старожил и краевед Николай Насильнов.
Тайны городских некрополей
- Кроме того, что вы краевед, вы еще и некрополист. Чем или точнее, кем, знамениты усть-лабинские кладбища. Кстати, какое из них самое старое – на улице Островского или на Третьякова?
- Ну, раз улица Островского раньше называлась Кладбищенской и центр станицы был здесь, то оно и старше. Второе по «возрасту» - кладбище по улице Третьякова, так как форштадт возник уже после станицы. Третьим по возрасту следует считать кладбище по улице Энгельса. Самые ранние захоронения там времен Великой Отечественной войны.
- Что вы думаете про таинственную могилу монаха на самом старом кладбище?
- Об этой плите, на которой изображена голгофа, известно было давно. Она периодически меняла свое местоположение: то одни горожане придут к своим на могилу и передвинут плиту, то другие. И где на самом деле погребен умерший, уже вряд ли кто-то установит. Сейчас у места её расположения имеется табличка с преданием о том, что там лежит монах, бывший воин армии Суворова. Это возможно, если 1848 это дата смерти, а у монахов жизнь до пострига не упоминалась, то по возрасту он вполне мог быть солдатом Суворова. Дорогая плита могла быть вытесана по заказу почитавших его станичников. Но возникает вопрос, почему ни имя, ни житие не сохранились хотя бы в устной традиции?
Для сравнения, память о замученном большевиками Михаиле Лисицыне дожила до относительно свободных времён, несмотря на десятилетия государственного атеизма.
В общем, косвенные подтверждения версии о монахе вполне достоверны, но вот прямых, к сожалению недостаёт, и неизвестно, где их искать. Даже если под горой существовал скит, он ведь давно обрушился.
- Под какой горой?
- Под обрывом, где глину добывали. Теоретически он мог там быть, но документально это ничем не подтверждается. Если в архивах сохранились метрические книги станицы Усть-Лабинской о смертях за 1848 год, вот там можно найти прямое доказательство гипотезы о монахе. Но на том же кладбище много других интересных захоронений. Например, некрополь семьи Стаценских – Мадонна с крестом авторства краснодарского скульптора Дитриха. Там захоронены три девочки и мальчик, которые умерли либо во время эпидемии, либо из-за несчастного случая.
Больше столетия Мадонны на памятнике стояла с крестом, потом вандалы обломали концы у креста и лицо Мадонны пострадало. Сейчас она опирается просто на столб.
В нескольких шагах от некрополя Стаценских на памятнике Авдееву тоже стоит клеймо Дитриха. Там же захоронение Сеняпкина-старшего – отца кубанского архитектора Никиты Сеняпкина, там же большой памятник Матрене Жовниковой (см.главное фото). Они, Жовниковы, были богатым семейством, до революции владели мельницей. Поэтому и могила у нее дорогая, красивая. Кстати, потомки Жовниковых до сих пор живут в Усть-Лабинске.
- Напоминают ли они надгробия некрополя 18-19 веков Александро-Невской Лавры или у местных мастеров был какой-то свой, кубанский, стиль?
- И там, и здесь все делались по тогдашней моде. Эти перевернутые факелы на надгробьях в Александро-Невской Лавре, символизирующие погашение этой жизни и жизнь в новом царстве, во множестве - черепа со скрещенными костями – знак масонов. У нас, правда, не встречал. На надгробье могилы Константина Алексеевича Бакулина, станичника, она на входе в кладбище по Островского, как раз по образцу Александро-Невских некрополей - перевернутые факелы.
Там же при входе могила с фамилией Беноист, по-французски читалась бы как Бенуа. Фамилия немецкая, вполне возможно, что они были люксембужрцы, так как характерны для Западной Германии, либо Восточной Франции. Я встречал документы, где говорилось, что у нас жила подданная Люксембурга. Каким ветром ее сюда занесло, сложно сказать. Я полагаю, она была замужем за каким-то офицером, которого перевели сюда служить. Много судеб пересекалось на нашей земле…
Изучение истории – дело добровольное
- Как вы считаете, каково примерно процентное соотношении известных и неизвестных страниц истории Усть-Лабинска? Зная ответ на первый вопрос, возникает второй. Почему так мало известно?
- На второй вопрос ответить легче. В любой науке есть обязательный аспект – ее практическая необходимость. Наиболее нужным аспектом любого исторического исследования является извлечение ошибок прошлого и построение модели будущего. Применительно к городам, это планирование и устройство самого города, развитие предприятий, хозяйственных отраслей. А вот то, что не прикладное, хотя и интересно, но не имеет практического значения, будьте добры, историки и краеведы, изучайте все сами, добровольно. Хотите узнать, кем был чей-то прапрадедушка - поезжайте в архив.
Что же касается первого вопроса, то из-за свойства архивов теряться, уничтожаться и сгорать в ходе войн и революций, то письменные источники периодически гибнут. Люди тоже неизбежно умирают, не успев что-то рассказать или написать воспоминания. Так что история – это вечно горящий с одного края рукописный свиток. И надо успевать прочитать те строчки, которые еще не сгорели.
- А более ранние времена? Насколько мы знаем их историю?
- Если говорить о самых интересных временах – XVIII век, основание крепости, то стараниями таких людей как наши историки Елена Артюшина и Анна Сидякина, мы знаем хотя бы один процент из того, что должны знать. Но это везде так – чем времена дальше от современности, тем они туманнее.
- На какие тайны усть-лабинской земли вам лично хотелось бы узнать ответ?
- Очень хотелось бы знать, как все-таки был организован порядок управления станицей, распределение полномочий военных властей в крепости и гражданских в станице. Понятно, что атаман был одновременно и военная власть, и гражданская. Мне интересен механизм назначения новых атаманов, список этих атаманов, их происхождение. Списки руководителей исполкомов и первых секретарей райкома, начиная с послевоенных лет, полностью доступны, но межвоенный период опять же вызывает вопросы. Также дореволюционный период, особенно XIX век. Казалось бы – такую простую систематизацию информации до сих пор никто не провел, а источники чем дальше, тем скупее.
- Топонимикой не интересовались?
- Да, историю появления многих названий интересно бы узнать. Лично меня, как потомка железнодорожников, интересует история строительства дороги «Екатеринодар – Кавказская», с этим связано много легенд. Например, железнодорожная станция Варилка (ст. Воронежская). Никто убедительно не может сказать, откуда появилось название. И весь отрезок железной дороги Краснодар – Кавказская полон таких загадок. Та же станция в станице Тбилисской – «Гречишкино». Почему? Старокорсунская почему-то называется «Стопятый», после нее идет сразу «116 км».
Городские легенды
- Вы упомянули про городские легенды. Можно подробнее, о чем они?
- Ходила легенда об озере, которое, якобы, существовало за железной дорогой – между вокзалом и улицей Крупской. Действительно оно было или нет, и если было, то куда исчезло? Теоретически оно могло быть. Там, на широком пространстве без стока, в одном месте могло собираться большое количество воды. Если по нескольку недель стояла невысыхающая лужа, народная молва могла превратить ее в озеро, в котором, якобы, когда-то даже утонула лошадь с телегой. В истории города железная дорога играла важную роль, и я считаю, что эта тема заслуживает профессионального внимания моих коллег.
- Не так давно в интервью нашей газете генеральный директор «Водопровода» рассказывал, что при прокладке трубопровода рабочие систематически натыкаются на старые человеческие останки и кресты. Можно сказать, что Усть-Лабинск стоит на костях, и если да, то почему так получилось?
- Именно так. Недаром у нас охранная зона – сохранились скифские курганы, даже в городе. Здесь, где ни копни, что-нибудь, скорее всего, откопаешь. А сколько разлетелось оружия, когда весной 1943 года разбомбили железнодорожную станцию и снаряд попал в эшелон с боеприпасами? Снаряды тогда долетали чуть ли не до улицы Красной. Даже ближе к перекрестку с Октябрьской дом разворотило, о чём вспоминала бывший директор музея Татьяна Игнатова. Так что в радиусе километра можно найти и снаряды, и осколки.
- Давайте вспомним историю территории нынешнего парка… Что известно?
- Там было церковное кладбище. Возле бывшей Никольской церкви в районе столетней груши были похоронены клирики этой церкви. Педагоги из известной учительской семьи Евгений Михайлович и Леонид Михайлович Волики, знают, где похоронен их дедушка Степан Иосифович, умерший от тифа в 1918 году. Как регент хора он был похоронен там же, в парке, недалеко от клириков. Когда была снесена Никольская церковь, ликвидировали и кладбище – все памятники были варварски разрушены, а умершие так и остались лежать в своих могилах. На место, где находится дедушкина могила, семья Волик по традиции приносит цветы.
- Ученые периодически находят в районе скифские и сарматские курганы. Может, они и в городе есть?
- Есть одна интересная загадка! Когда проредили рощу возле озера Копытце, обнажилась горка высотой метр-полтора, в форме перевернутого блюдца. Это низкий плоский курганчик, происхождение его совершенно непонятно, но оно явно искусственное. Возможно, тоже что-то древнее? Старожилы говорят, что эта горка была всегда, но ничего объяснить не могут.

- Нам недавно читатель задал вопрос: мемориал «Вечный огонь» - это кенотаф, или действительно братская могила?
- Насколько помню, на том месте были обнаружены останки двух наших бойцов, почему и на памятнике изображены два бойца. Были они перезахоронены в другом месте, или там же оставлены, это вопрос к старожилам и к лучше знающим специалистам.

Тема воинских захоронений у нас очень сложная. Возьмем, к примеру, могилу на улице Шаумяна, из-за которой в свое время было много скандалов. Могила была на частной территории, но потом останки перезахоронили на старом кладбище. Я считаю, что гражданские и воинские захоронения – снесенные, забытые, заброшенные – это важнейшее направление в сохранении памяти об ушедших, об истории города. Все это надо как-то восстанавливать и систематизировать.
- Почти в каждом городе есть свои мистические предания и легенды. Один из бывших директоров Усть-Лабинского краеведческого музея рассказывал, что сотрудники видели по утрам призрак человека в военной шинели, который выходил из подвала. Вы что-нибудь подобное слышали?
- Я скептик, но вот свидетельства, которые слышал, заставляют задуматься. Мой знакомый прапорщик ФСИН, находясь на дежурстве в туберкулёзной тюремной больнице по улице Демьяна Бедного, увидел из-за двери, что по коридору прошёл абсолютно незнакомый человек. Он кинулся за ним вслед, потому что это ЧП – проникновение постороннего. А человека-то нет! Прапорщик начинает расспрашивать коллег на постах, проходил кто-нибудь, а те отвечают, что никого не было.
- Прямо Вольф Мессинг на Лубянке!
- Ну да. Еще случай был. Он так же сидит в комнате, вдруг слышит, как за его спиной кто-то размешивает сахар в чае. Оборачивается – никого, только пустой стакан стоит, а в нем ложечка. Но в комнате никого нет! Так что, если и есть мистическое здание, это наша туббольница.
- А что в этом здании раньше было?
- Тюрьма и была, она у нас с XIX века существует. Было старое здание на 10-15 человек, потом новое построили. И возможно, что прошлое, особенно связанное с умершими там людьми, оставляет не только материальные следы.
- Вы, наверное, помните, что раньше было на месте сквера у фонтана? В Усть-Лабинске много приезжих, им интересно.
- Там был целый жилой квартал. Когда сквер лет через …дцать будут обновлять, стоит повнимательнее отнестись к подземным находкам. Думаю, возможные интересные моменты. Кстати, в свое время наш скульптор Виктор Иванович Сметанин , автор памятника Мусе Пинкензону, жил именно в том квартале. Его дочь Ирина Викторовна вспоминала, что у отца была мечта сделать на это месте фонтан. Он даже говорил: «Помяните мое слово, здесь будет фонтан!». Построить его он не построил – они переехали, дома были снесены, но фонтан: вот он. Пророчество сбылось!
- Как думаете, много еще неизведанного хранит в себе земля современного Усть-Лабинска?
- Да. Город перестраивается, и я уверен, что еще много познавательного выйдет из земли наружу. Было бы интересно увидеть.
Фото автора