Кочергой по правосудию

На прошлой неделе краевые СМИ и популярные паблики разрывались от информации о том, что 53-летниий бывший заместитель начальника, он же начальник отдела по работе с личным составом ОМВД по Усть-Лабинскому району подполковник Владимир Кочерга, который, как считает обвинение, зимой сбил человека и скрылся – уехал воевать в зону спецоперации. Все бы ничего, но на тот момент (также и в настоящее время) Кочерга находится в статусе подсудимого. Получается, он попросту сбежал от суда? Информация вызвала широкий общественный резонанс, породив массу слухов. Мы решили разобраться в этой истории, и вот что выяснили.
Суть дела
У нас на руках обвинительное заключение по уголовному делу, возбужденному Усть-Лабинским Межрайонным Следственным отделам СУ СКР по Краснодарскому краю в отношении Владимира Кочерги. Нам его предоставили родственники потерпевшего.
Кочерга обвиняется в нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью, сопряженное с оставлением места его совершения. Максимальное наказание за данное преступление – 7 лет лишения свободы.
Как следует из обвинительного заключения, основанного на свидетельских показаниях и многочисленных экспертизах, дело было так.
Около 22 часов 20 минут 28 января 2023 года Кочерга с женой Валентиной возвращался домой на своем «Киа Рио». В районе перекрестка улиц Вольной и К. Либкнехта, напротив продуктового магазина, он, двигаясь на высокой скорости, сбил пешехода, переходившего дорогу. Им казался 60-летний Виталий С. Дорога была прямая, видимость неограниченная (установлено экспертами). Тем не менее, пешеход был сбит на полном ходу. Пожилой мужчина получил тяжелую черепно-мозговую травму, сложные переломы обеих ног. Прошло больше полугода, но Виталий С. до сих пор передвигается на костылях.
Две погони
Увидев лежащего на дороге человека, Кочерга вернулся в машину. К месту ДТП стали сбегаться люди – работники и покупатели магазина, прохожие, водители других машин. Увидев их, Кочерга дал по газам. Кто-то из очевидцев закричал: «Он уехал!». Проходивший мимо мужчина, когда-то воевавший в горячих точках и способный оказать первую помощь, принялся реанимировать пострадавшего, находящегося без сознания.
Кто-то вызывал скорую, а один из водителей-свидетелей погнался за машиной Кочерги. Процесс погони зафиксировал установленный в его машине видеорегистратор. Мужчина на ходу позвонил своему знакомому сотруднику ДПС, который как раз дежурил в этот день, и сообщил, что преследует «Киа Риа», которая только что сбила человека и скрылась. Догнал он «Киа» возле дома на перекрестке улиц Рубина и Чкалова и предал координаты патрулю. Туда же вскоре подоспел и патруль ДПС.
Из показаний патрульного Ш: «Около данного дома мы обнаружили припаркованный автомобиль «Киа Рио» с госномером… На автомобиле имелись повреждения – разбитое лобовое стекло справа, поврежден передний бампер справа. На водительском сиденье я увидел заместителя начальника ОМВД Кочергу В.А., который разговаривал по мобильному телефону. На пассажирском месте находилась его супруга. Кочерга В.А. сказал, что после окончания разговора он выйдет из автомобиля. Выйдя, он сказал, что с участием его автомобиля произошло ДТП – наезд на пешехода, и что на момент ДТП за рулем находилась его супруга… Мы предложили Кочерге проехать на место ДТП, чтобы очевидцы указали, кто был за рулем и для составления материала. Кочерга согласился. Когда ехали на место происшествия, автомобиль «Киа Рио» под управлением Кочерги попытался скрыться, в связи с чем мы начали его преследование…».
Началась новая погоня. Патруль догнал Кочергу возле его дома. Из машины вышли Кочерга с женой и, молча, не обращая внимания на вопросы полицейских и просьбы вернуться, скрылись за калиткой своего дома. Дальнейшие попытки дозвониться или достучаться до подполковника Кочерги не увенчивались успехом еще трое суток.
«Тут помню, тут не помню»
Пред очами следователя Кочерга, предстал лишь на четвертые сутки - 1 февраля. Если предположить, что на момент совершения ДТП Кочерга был пьян, то как раз за это время (мы проконсультировались с медиками) алкоголь полностью выводится из организма. Кочерга либо сам об этом знал, либо его могли проконсультировать те, кому он звонил сразу же после аварии. Могло такое быть? Вполне.
Из показаний Кочерги следует, что в тот вечер он с женой возвращался домой. Когда ехали по улице Вольной, ему внезапно поплохело, поднялось давление, состояние было близко к обморочному. Дальше, как в известном фильме: «Тут помню, тут не помню». Жена вроде бы перетаскивала его на пассажирское сиденье, а сама села за руль, поехала, и сбила человека.
На следующий после ДТП день - 29 января - Кочерга, как следует из его показаний, проснулся дома с головной болью, собрал вещи и поехал ложиться в больницу – в Усть-Лабинскую ЦРБ. Но там его отказались госпитализировать. Тогда он поехал в Красногвардейскую ЦРБ (Адыгея) и там его положили в терапию. Странно. В Усть-Лабинской больнице показаний к госпитализации не нашли, но в соседнем регионе – легко!
А была ли девочка?
В конце февраля на автодроме в Усть-Лабинске был проведен следственный эксперимент с участием инструктора по вождению из соседнего района (для пущей объективности). За руль посадили Валентину Кочергу. Опустим подробности процесса езды Валентины, но оказалось, что она толком и водить-то не умеет, а уж когда эксперту предъявили видео с несущимся по Вольной «Киа Рио» он однозначно ответил, что за рулем не могла быть Валентина. Да и многочисленные свидетели в один голос заявляют, что за рулем находился мужчина.
Вместо защиты - нападение
Попытки уйти от ответственности не помогли подполковнику уже на первом этапе: после проведения служебной проверки ГУВД края Владимира Кочергу с треском уволил из органов.
«С треском», это значит, по отрицательным мотивам, а ГУВД – потому что увольнение заместителей отделов – прерогатива главка. С увольнением Кочерга не согласился и попытался судиться с краевым ГУВД. В ОМВД говорят, что он требовал от главка восстановить его в должности, выплатить зарплату за весь период с момента увольнения и 5 миллионов морального ущерба. Впрочем, подробностей утверждать не будем, но попытка судиться с главком провалилась.
Суд пришел, но подсудимый не явился
По уголовному делу о ДТП были допрошены десятки свидетелей, назначено и проведено множество экспертиз. И вот, после утверждения прокурором Усть-Лабинского района обвинительного заключения, материалы были переданы в суд.
- Первое заседание состоялось в сентябре, - рассказывает Юлия, дочь потерпевшего. - На нем Владимир Кочерга поставил судье условие, что готов выплатить компенсацию, если его отпустят на СВО. На вопрос судьи, признает ли он свою вину, Кочерга ответил отрицательно. Судья удивился: за что тогда компенсация? Ни нам - родственникам, ни отцу, семья Кочерги ни разу не предложила помощь, хотя отец перенес несколько операций и до сих пор окончательно не пришел в себя. Когда, сразу после аварии, отца положили в Выселковскую больницу, Валентина дважды к нему приезжала, пыталась убедить, что за рулем была именно она. И предлагала нанять сиделку. О том, чтобы как-то финансово компенсировать затраты на лечение, и речи не было.
На второе заседание суда, назначенное на 5 октября, Кочерга не явился. Прислал адвокатов. Один из них предъявил суду копию некоего предписания (оно имеется в редакции) за подписью военного комиссара Новороссийска, которое гласит, что Кочерге В.А. «…предложено убыть в распоряжение командира войсковой части №…» 06 октября 2023 года. По слухам, Кочерга ушел в знаменитый казачий «Барс», но где он на самом деле, не знают даже правоохранительные органы.
После публичного выступления дочери потерпевшего, пытавшейся привлечь внимание общественности к проблеме вседозволенности конкретного начальника, среди подписчиков пабликов вспыхнула волна негодования. Общий смысл таков: подполковник, якобы, счел себя «неподсудным» и попрал закон, «наплевал» на потерпевшего и его близких, сбежал с подписки о невыезде, подставил жену, выразил своим поступком неуважение к суду. Такое ощущение, что люди восприняли случившееся, извините за каламбур, как удар Кочергой по закону и правосудию.
А мог бы бывший кадровик, дождавшись вынесения приговора, спокойно идти воевать – закон это разрешает, НО! В отношении либо подозреваемых на стадии следствия, либо уже осужденных. И еще, читатели задались вопросом: «А зачем нужен нашим бойцам на СВО такой Кочерга? Как с ним в бой идти?! Он же может подставить своих, а потом свалить на кого-нибудь, как вину за ДТП на собственную жену?»
«Взять под стражу…»
Как выяснилось, военкоматы приглашают для участия в СВО контрактников только для Министерства Обороны. В Новороссийске – набирают добровольцев от казачества. Это другое и этим, по всей видимости, Кочерга и воспользовался. И вряд ли новороссийский военком, за чьей подписью выдано предписание, проверял его (Кочерги) юридический статус. А зря… Теперь и к нему будут вопросы.
На 16 октября было назначено очередное заседание суда по делу Кочерги, на которое подсудимый уже в третий раз не явился. И тут адвокатов подсудимого ждал удар: судья не отложил суд до возвращения Кочерги из СВО, как они надеялись, а вынес решение об изменении Кочерге меры пресечения с подписки о невыезде на содержание под стражей. Как только решение суда вступит в силу, Кочерга будет официально объявлен в розыск.
Фото автора и газеты "Сельская новь"