Главный храм на улице безбожника
В 2019 и 2020 годах мы писали о том, что пора бы в Усть-Лабинске переименовать некоторые улицы или хотя бы вернуть им прежние исторические названия. Меняются эпохи, появляются новые герои, а улицы небольшого городка в самом сердце Кубани продолжают носить имена людей, которые ни к Усть-Лабинску, ни к Кубани никакого отношения не имеют. И это теперь, когда мы говорим о сохранении истории и традиций, возрождении казачества и памяти предков.
За прошедшие пять лет вернул себе историческое название только хутор Аргатов, имевший до этого банальнейшее название «Октябрьский», да исчезла с городских локаций улица имени революционера Валериана Куйбышева, личность которого сложно притянуть к чему-то, связанному с Усть-Лабинским районом. Вместо него на табличках теперь значится имя жительницы Усть-Лабинского района Марии Овсянниковой, много сделавшей для сохранения хуторов, подлежащих ликвидации при кампании по укрупнению.
На наш взгляд, да и не только наш, но и многих православных усть-лабинцев, знакомых с последствиями октябрьских событий 1917 года, особо нуждается в первоочередном переименовании улица имени Демьяна Бедного. Даже гости города удивляются:
У вас в Усть-Лабинске главный храм расположен между улицами Коммунистической и Демьяна Бедного.
Это всё равно, что в Европе построить синагогу между каким-нибудь Нацистским бульваром и проспектом Геббельса! Или вашим властям все равно, что храм находится на улице, носящей имя бездарного рифмоплета-богохульника?!
Здесь стоит обратиться к истории. Кто такой Демьян Бедный и почему совмещать его имя и православие — кощунство?
Настоящее имя – Ефим Придворов (1883-1945). Родился в Херсонской губернии. Крещён. В детстве увлекался религиозной литературой, но вскоре переметнулся к атеистическому марксизму, отрекшись от церкви. В 20-30-х годах прошлого века, насмехаясь над церковью и глумясь над иконами и священниками, но прославляя большевизм, снискал огромную популярность среди новой власти. В 1923 году за свои, весьма слабые, по мнению современников, стихи из рук Троцкого получил боевой орден Красного Знамени, не воюя. Сам Троцкий тоже позже получил награду от советского правительства в виде ледоруба в голову. Был Демьян обласкан и тем, кого до сих пор, спустя 101 год после смерти, никак не принимает земля русская, кстати, при содействии его же адептов — коммунистов. По личному указанию Ленина, которому злобная поэзия Демьяна понравилась, тому установили повышенный паёк и позволили с семейством поселиться на территории Кремлёвского дворца. После этого Бедного за глаза стали именовать придворным поэтом.
После прихода к власти Сталина, Демьян сначала пользовался благосклонностью «отца всех народов», но не долго. Иосиф Виссарионович оказался прозорливей Владимира Ильича. Разглядев в «поэте революции» выскочку и лицемера, он выдворил его с кремлёвской жилплощади, где Демьян с семейством несколько лет квартировал. После издания пасквиля под названием «Новый завет без изъяна евангелиста Демьяна», содержавшего оскорбления Иисуса Христа, ему ответили стихами, которые приписывают Сергею Есенину:
«... Нет, ты, Демьян, Христа не оскорбил,
Своим пером ты не задел Его нимало —
Разбойник был, Иуда был —
Тебя лишь только не хватало!
Ты сгусток крови у креста
Копнул ноздрёй, как толстый боров,
Ты только хрюкнул на Христа,
Ефим Лакеевич Придворов...».
В 30-х года Придворовские фельетоны раскритиковали даже члены партии, и Демьян бросился за поддержкой к Сталину. Однако Иосиф Виссарионович не поддержал горе-поэта, ответив ему фразой: «Не находите ли, что вы заразились некоторой неприятной болезнью, называемой зазнайством? Побольше скромности, т. Демьян…».
А как к поэту относятся на казачьей Кубани, где ежегодно проводятся Корниловские поминовения? Это траурные мероприятия, посвящённые памяти генерала Лавра Корнилова и казаков, погибших в годы Гражданской войны. Корнилову Бедный также посвятил свои «опусы»:
«Вот Корнилов, гнус отборный,
Был Советам враг упорный.
Поднял бунт пред Октябрём:
«Все Советы уберём!».
Объявившись на Дону,
Против нас повел войну.
Получил за это плату:
В лоб советскую гранату».
Позже Бедного-Придворова выгнали и из партии, и из Союза писателей. Однако представлять его «жертвой репрессий» было бы неоправданно. Причиной исключения стали не политические взгляды, а «моральное разложение». Автор агитационных частушек не слишком сдерживал себя в общении с женщинами и употреблении алкоголя.
Постепенно имя Демьяна и вовсе исчезло со страниц центральных газет и появилось ненадолго во время Великой Отечественной войны.
Во всех стихах Демьяна Бедного звучала пропаганда, но качество было настолько сомнительным, что их не включали даже в советские учебники.
Как оказалось, в Усть-Лабинске не всем все равно. Ещё пять лет назад благочинный церквей Усть-Лабинского округа отец Александр Черных инициировал возвращение улице Демьяна Бедного прежнего названия «Храмовая», но у тогдашних властей района и города поддержки не встретил. Александра Матвеевича коробило, что улица, где расположен главный храм, носит имя автора «Нового завета без изъяна». Сейчас в администрацию с той же просьбой стали поступать письма отдельных граждан, в том числе к главе обратился исполняющий обязанности благочинного отец Дионисий Шиегин.
Необходимо восстановить историческую справедливость! Противоестественно, что городские улицы носят имена таких безбожников и богохульников, как Демьян Бедный. На улице его имени стоит одна из достопримечательностей Усть-Лабинска – православный храм в честь святого преподобного Сергия Радонежского, поэтому улице подошло бы название «Соборная».
Как следует из документов Усть-Лабинской районной библиотеки, исконное название улицы «Храмовая», так как на ней стояла небольшая церквушка. Но теперь, когда здесь отстроен самый главный и самый большой храм Усть-Лабинского района – преподобного Сергия Радонежского, — вместо Храмовой правильней было бы переименовать улицу в Соборную, как предлагает отец Дионисий, так как собором называют как раз самый главный и самый большой храм любого города. И звучит торжественней, и смысл не теряется.
Обращения граждан должна рассмотреть топонимическая комиссия при Совете Усть-Лабинского городского поселения, в которую входят представители администрации и депутаты. При этом никаких финансовых затрат при переоформлении документов жители улицы не понесут.
Фото редакции