Происшествия

Как не купить «кота в мешке»: выбираем новогодние подарки с умом

Остерегайтесь типичных мошеннических схем
26.12.2025 - 16:27
2 минуты, 11 секунд
Девушка с телефоном

Фото. Донат Сорокин/ТАСС

Читай актуальные новости в телеграм-канале Усть-Лабинск Инфо

Чем ближе новогодние праздники, тем активнее становятся мошенники. Их цель — доверчивые граждане, сообщает ТАСС. В преддверии Нового года делимся подозрительными схемами, которые маскируются под праздничные распродажи, фейковые акции и поддельные объявления.

«Пять минут, пять минут…»

«Скидка 99,9% только сегодня», «последние пять минут акции», «цена упадет еще ниже, если оплатите сейчас» — зачастую работает безотказно. Мошенники делают ставку на эмоции: страх упустить выгоду отключает критическое мышление. Если предложение вызывает сильные эмоции, сделайте паузу хотя бы на 10 минут и обсудите ситуацию с близкими.

Как работает «приманка» в мессенджерах?

В социальных сетях и мессенджерах приходят сообщения якобы от службы поддержки маркетплейса с очень выгодной «специальной новогодней акцией». Для этого требуется перейти по ссылке и подтвердить платежные данные для фиксации скидки.

Девушка в ТЦ
Фото: Геннадий Дьячук

На самом деле ссылка ведёт на поддельный портал, который выглядит как официальный сайт маркетплейса. Если потребитель введёт номер банковской карты, срок действия, код и другие личные данные, он может лишиться сбережений. Либо его данными воспользуются злоумышленники.

Что должно насторожить?

  • Использование или имитация логотипов известных маркетплейсов и онлайн-сервисов.
  • Заниженные цены и «эксклюзивные» скидки.
  • Фразы «только сегодня», «последний товар».

В последний месяц зимы граждане активно обмениваются подарками.

«Принёс вам посылку для вашего мальчика…»

Этим пользуются мошенники, атакуя сообщениями, вызывающими тревогу и желание немедленно решить проблему:

  • «Посылка задерживается, подтвердите данные по ссылке».
  • «Обнаружена подозрительная операция по вашей карте, срочно перейдите по ссылке».
  • «Для доставки вашей посылки не хватает оплаты за курьерские услуги. Оплатите по ссылке» .

Такие сообщения могут приходить по SMS, в мессенджерах и на email. Их цель — увести на поддельную страницу и получить данные карты или доступ к аккаунту.

Что должно насторожить?

  • Сотрудники маркетплейса или банка никогда не просят данные карт, CVV-код и коды из SMS.
  • Настоящие службы доставки запрашивают оплату только через официальное приложение или сайт.
  • Любые «запросы» можно проверить, зайдя в приложение сервиса вручную.

«Вы выиграли… автомобиль!»

Щедрость мошенников в преддверии Нового года не знает границ. Они разыгрывают подарки: сертификаты на большие суммы, бонусы, промокоды «для избранных клиентов» и повышенный кешбэк. Часто достаточно «подтвердить личность» или «оплатить комиссию». Для получения подарка.... просят ввести данные карты для идентификации или покрытия налогов. Запомните, это — не подарок.

«Кручу-верчу, запутать хочу»

Взломы с использованием сложных технических приёмов уходят в прошлое. Сейчас мошенники предпочитают социальную инженерию. Звонки «из банка», «службы безопасности», «поддержки маркетплейса» могут звучать убедительно и спокойно, ведь они «искренне» хотят помочь решить проблему. У них есть одно сходство: вас просят сделать что-то срочно и (или) конфиденциально. Вот одна из таких «рождественских» историй от нашей подписчицы.

Накануне 2025 года я с мужем поехала в большой гипермаркет. Народу было много, но не слишком. Пользуясь этим, торопилась, толкала тележку и по списку клала в неё недостающее. В этот момент раздался звонок моего сотового оператора. Сначала я так подумала. Вспомнила, что за последние несколько дней уже сбрасывала их, а тут почему-то взяла. Наверное, чтобы больше не беспокоили. Приятный голос сообщил, что с нового года повышается мой тариф. Это плохо. Но есть и хорошая новость: могут подобрать выгодное предложение, нужно только сказать «да», и мне отправят ссылку для подтверждения. И тут что-то пошло не по плану (оператора). Рассердившись (опять расходы), я на эмоциях сказала, что это замечательно, у вашей компании ещё минус один клиент. Анализируя диалог, поняла, что лже-оператор поступил непрофессионально. Он загрустил и без вдохновения стал предлагать подумать, ведь есть «один» шанс. Тут критическое мышление на минуту включилось: обычно сотрудники мобильных операторов так не ведут себя. Я бросила трубку. Потом из дома сама позвонила на горячую линию. Никаких повышений моего тарифа не было.

Татьяна, жительница Усть-Лабинска

Настоящие сотрудники поддержки маркетплейса или банка никогда не просят совершать подобные действия по телефону или в мессенджерах. Прервите диалог и перезвоните в официальную службу поддержки по номеру с официального сайта.

Напомним, ранее сообщалось, какой набор фраз применяют мошенники, использующие дипфейки для получения кода от Госуслуг, и кто чаще всего становится потенциальными жертвами мошенников на сайтах знакомств.

0
Комментарии0