Экономика

Куда пропадает АИ-92 и почему скачут цены на бензин?

Игорь Юшков поделился мнением о проблеме с топливом
25.11.2025 - 16:30
2 минуты, 17 секунд
АЗС на Кубани

Фото: Геннадий Дьячук

Читай актуальные новости в телеграм-канале Усть-Лабинск Инфо

Рост стоимости топлива уже не является новостью для 2025 года. Тем не менее, Южный федеральный округ, и в частности Краснодарский край, ощутили его острее других регионов из-за специфических факторов. Игорь Юшков, эксперт Финансового университета при Правительстве России, в комментарии для «Кубань Информ» объяснил, откуда взялась эта проблема.

Если мы говорим про розничные цены на бензин, то рост стоимости и в 2024 году, и в 2025 году для конечных потребителей на АЗС оказался выше уровня инфляции. Цены с начала нынешнего года к середине ноября выросли примерно на 12%, в то время как инфляция составляет примерно 6%. Стоимость дизельного топлива также растёт и может обогнать уровень инфляции, хотя сейчас они примерно на одном уровне

Игорь Юшков, эксперт Финансового университета при Правительстве России

По мнению Юшкова, причиной стал комплекс факторов. Прежде всего это сокращение выплат по демпферу. Демпфер высчитывается как разница цен на внешних рынках и той ценой, которую устанавливает государство — индикативная цена, так называемая.

Нефтепродукты в прошлом году стоили дороже, а в 2025 году разница между внутренней и внешней ценой сократилась, соответственно, сократились и выплаты по демпферу, примерно на 50%. Это создало условия для нефтяных компаний, чтобы они попытались добрать недополученные выплаты из бюджета с рынка. Дальше подключился дефицит топлива просто от того, что очень большой объём потребления — и здесь выступают характерные черты как для Краснодарского края, так и в целом для Юга России. Сюда очень много людей едут, очень активный автомобильный сезон, внутренний туризм, опять же развивается. Бензина мы производим меньше, чем дизеля: в обычный год только 10-15% от произведенного бензина мы экспортируем, остальное на внутреннем рынке потребляем. И год от года потребление только растёт. А дизельного топлива мы около 50% экспортируем. К тому же с августа возобновились украинские удары по российским НПЗ, что тоже создало напряжённость: как раз когда на пике потребление, июль–август, мы и так мало экспортировали, так ещё и внеплановый ремонт начался.

Игорь Юшков

Сейчас, по мнению эксперта, рынок топлива в регионе должен стабилизироваться, так как сезон отпусков закончился: и жители, и гости стали меньше ездить и, соответственно, заправлять свои автомобили.

Ситуация с бензином в Усть-Лабинске

Ранее мы писали о том, что российское правительство приняло решение для удержания роста цен на топливном рынке — продлило полный запрет на экспорт бензина до конца текущего года для всех участников рынка и ввело запрет для непроизводителей дизельного топлива.

Но конечные потребители не ощутили глобальных изменений: цена на АИ-92 уверенно приблизилась к 64 рублям за литр, 95-й стоит в среднем на 5 рублей дороже, дизельное топливо — почти 90 руб/л.

Месяц назад на нескольких заправках в Усть-Лабинском районе 92-й бензин и вовсе отсутствовал. На вопрос «Почему? Когда появится?» на АЗС не отвечали. В начале ноября проблема с дефицитом самого популярного топлива была исчерпана, но недавно снова на некоторых заправках снова вывесили объявление: «АИ-92 нет!!!».

Будут льготы на бензин?

Из последних заявлений Госдумы стало известно, что депутаты пытаются решить проблему с дорогим бензином к новогодним праздникам. Как пишет ТАСС, заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич предлагает рассмотреть льготы на бензин для отдельных групп населения.

Возможно, настало время и на рынке нефтепродуктов установить универсальные правила для всех производителей и продавцов, определив при этом социальные группы, нуждающиеся в дополнительной поддержке? Социальную значимость цен на топливо отрицать нельзя. Так может быть рассмотреть варианты по аналогии с иными чувствительными отраслями? Так, жилищно-коммунальное хозяйство предоставляет меры поддержки множеству льготников: от ветеранов труда до многодетных семей. В электроэнергетике с этого года действуют три диапазона потребления с разными ценами

Юрий Станкевич, зампредседателя комитета Госдумы по энергетике

Также Станкевич читает необходимым принять во внимание инициативу «Российского топливного союза» о переходе на новый индекс для цен на топливо на АЗС. В минэнерго поддержали решение депутата.

Дефицита бензина не будет?

Ростат зарегистрировал падение цен на бензин на несколько копеек за последние две недели. Эксперты утверждают, что ситуация с ценами на топливо во всех регионах склонна к уверенной стабилизации. А с дефицитом бензина предлагают бороться дополнительными методами.

На прошлой неделе Госдума приняла закон об обнулении акциза на этиловый спирт при выпуске бензина АИ-92. Норму приняли, теперь ей нужно пройти утверждение Совета Федерации. Наращивание практики добавления этанола в бензин должно обезопасить Россию от возможного дефицита топлива, который возникает периодически из-за атак на НПЗ.

Сегодня предельно допустимая доля спирта в АИ-92 составляет 1%, эту пропорцию хотят повысить в 10 раз. Пока в автомобильное топливо в России невыгодно добавлять спирт, потому что производимый в стране этанол облагается акцизами. Обнуление акциза введут только для целевых поставок спирта на нефтеперерабатывающие заводы, имеющие лицензию на переработку нефти.

0
Комментарии0