На Кубани найден античный театральный реквизит

Археологическая экспедиция, ведущая раскопки древнегреческого полиса Фанагории на Таманском полуострове при поддержке фонда Олега Дерипаска «Вольное Дело», сделала очередное открытие. Она нашла первое археологическое свидетельство существования в городе античного театра — часть актёрской маски сатира, весёлого спутника бога Диониса и одного из самых узнаваемых персонажей античной комедии.
Фрагмент маски, относящийся ко II веку до н. э., сохранил правую часть лица сатира: большое ухо, выступающие скулы, глаз со зрачком в виде сквозного отверстия и густую бороду. По ярким краскам видно, что это маска актёра новой комедии: глаз обведён голубым, борода и усы — красные. Сбоку есть отверстие для ремешка, с помощью которого актёр закреплял маску на голове. Размеры маски (около 30 сантиметров в длину), а также крупные вырезы глаз и рта указывают на то, что она была настоящим театральным реквизитом.
Древнегреческие актёры использовали маски, чтобы менять роли во время спектакля. Кроме того, театральные маски выражали эмоции героев, а их черты и цвета помогали зрителям понять характер персонажа. Так, например, густая борода и рыжие волосы считались признаком вспыльчивости и буйного нрава. Сатир легко узнаётся на фрагменте терракотовой маски по утрированным чертам лица, растрёпанным волосам и подковообразным усам. Именно так в спектаклях изображались козлоногие спутники Диониса, прославлявшие его подвиги и сопровождавшие в шествиях.


Находка сделана в центральной части города. Археологи не исключают, что впоследствии маску могли использовать в театральных мистериях и для жертвенных подношений богам. Ранее в Фанагории находили небольшие ритуальные маски высотой до 10 сантиметров — две маски сатиров и одну — комического актёра. Их крепили к деревянным столбам и устанавливали в святилищах с просьбой об исцелении и выполнении других желаний.
О существовании античных театров в Северном Причерноморье писал древнегреческий автор Полиэн. В IV веке до н. э. он описывал хитрость полководца Мемнона, который отправил на Боспор певца Аристоника. Жители устремились в театры, чтобы послушать прославленного музыканта, а Мемнон смог оценить численность населения и военный потенциал будущего противника.
В том, что в Фанагории был театр, нет ни малейших сомнений. Мы предполагаем, что он располагался на холме, откуда открывается красивый вид на море и современную Керчь — древнегреческий Пантикапей, столицу Боспорского царства.
Владимир Кузнецов, руководитель Фанагорийской экспедиции
Античные маски также были неотъемлемой частью культа Диониса — бога виноделия и религиозного экстаза. Участники дионисийских мистерий словно теряли собственный облик и перевоплощались в других существ, а маски символизировали это преображение. В Фанагории культ Диониса особенно усилился при царствовании Митридата VI Евпатора, считавшего его своим покровителем и носившего прозвище Дионис. Во время его правления изображения божества и его спутников встречались повсюду — на монетах, амфорных клеймах, статуэтках и чернолаковой керамике.