40 дней после Пасхи: православные отмечают Вознесение Господне

На 40-й день после главного христианского праздника в честь воскрешения Иисуса Христа выпадает один из 12-и великих праздников – Вознесение Господне. Он является переходящим в календаре, так как зависит от дня празднования Пасхи. У православных он определяется пасхалией – специальной таблицей, составленной с учётом весеннего равноденствия, первого полнолуния после него и юлианского календаря.

Вознесение Иисуса Христа на Небо – одно из главных событий Священной истории. После него видимое земное присутствие Христа переходит в невидимое пребывание в Церкви.
- Господь в человеческой природе вознёсся на Небо и воссел одесную Отца, то есть справа, чем удостоил человека высокой чести и открыл людям путь на Небо;
- это действие стало завершающим в деле искупления человека, то есть примирения человека с Богом;
- Господь показал всему миру, что ожидает верных последователей – Царство Небесное;
- 40 дней от Воскресения до Вознесения соотносятся с другими важными 40 днями земной жизни Спасителя: от Его Рождества до посвящения Богу в храме Иерусалима и от Крещения до удаления в пустыню перед проповедью.
Святитель Григорий Палама отмечал, что Вознесение Господне принадлежит всем людям: все воскреснут в день Его Второго пришествия, однако вознесены будут только те, кто «распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию».
Согласно повествованиям евангелистов Луки (Лк. 24: 50-51) и Марка (Мк. 16:19), а также апостолов (Деян. 1:9-11), после Воскресения из мёртвых Спаситель являлся ученикам несколько раз, чтобы укрепить их веру в телесное воскрешение и подготовить к принятию следующего события – схождению Святого Духа.
- Спаситель повелел ученикам не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного от Отца;
- привёл их из города Вифании на гору Елеон;
- стал отдаляться от них и возноситься вверх.
Апостолы позже писали, что Христос при этом был скрыт облаком, а потом явились «два мужа в белой одежде» и возвестили о втором пришествии Господа. С этой вестью ученики вернулись в Иерусалим, где через 10 дней на них сошёл Святой Дух (Деян. 2:1-4).
На православных иконах Вознесение Господне изображается по иконографическим традициям: в нижней части представлены Богородица, апостолы (ученики) и ангелы; в верхней части – возносящийся на Небо Господь.

Божья Матерь обычно занимает центральное место между апостолами. Часто её образ написан с поднятыми вверх и немного разведёнными в стороны руками, что символизирует молитвенное предстательство за людей перед Богом.
Ангелы являются небожителями, поэтому пишутся с нимбами. Они указывают на Небо, что соответствует Писанию: «И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придёт таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:10-11).
Над головой Богородицы – нимб, означающий освящение особым образом в Благовещение, когда Пресвятая Дева Мария изъявила желание стать матерью Бога.
Нимба часто не бывает над апостолами. Это говорит о том, что во время Вознесения они ещё не были членами Церкви. Днём её рождения считается День Пятидесятницы – святой Троицы.
Возносящийся Господь изображается благословляющим, в облаке Славы. Возле него тоже изображаются ангелы, как служители Спасителя. Стоит отметить, что на таких иконах он часто представлен в меньшем масштабе, чем Богородица и апостолы — в соответствии с правилами прямой перспективы, хотя в иконографии часто используется принцип не прямой, а обратной перспективы. Этот художественный приём свидетельствует о том, что Вознесение Господне было подлинным событием, а не иносказательным.
Благочинный Усть-Лабинского церковного округа иерей Дионисий Шиегин совершил торжественное богослужение в храме Пресвятой Троицы Усть-Лабинска, настоятелем которого он является. Этот городской храм отметит свой престольный праздник 8 июня. В 2025-м на эту дату выпадает праздник Пятидесятницы или Пресвятой Троицы.

После обедни и молебна с освящением воды на Вознесение Господне батюшка в проповеди напомнил прихожанам и гостям храма о смысле веры.
Господь Иисус Христос – глава Церкви, пребывающий на Небесах. Он дарует нам своё благословение, с Небес он слышит все наши молитвы и просьбы. Поэтому для нас праздник Вознесения – это не расставание с Господом. Он входит в Свою славу как истинный Бог и Спаситель. Казалось бы, есть лёгкая горечь, что прошла пасхальная радость, но Он нам говорит, чтобы мы не печалились, а за всё благодарили Господа.
Иерей Дионисий Шиегин, благочинный Усть-Лабинского церковного округа
На следующий день после Троицы православная Церковь празднует День Святого духа, или Духов день. Праздничную Литургию в усть-лабинском Свято-Троицком храме в понедельник, 9 июня 2025 года, возглавит епископ Армавирский и Лабинский Савва.