РАЗОРВАЛИ-РАЗВЕЛИ…

РАЗОРВАЛИ-РАЗВЕЛИ…

Журналисты краевого издания «Кубанские новости» здорово «проехались» по нашему мосту, который с начала зимы был закрыт на ремонт и «буквально отрезал от цивилизации тысячи людей».

«Внимание, объезд!», «Запретная зона, проезд и проход запрещен», - подмигивают автомобилистам квадратные желтые глазищи запрещающих надписей на трассе А-160 Майкоп – Усть-Лабинск – Кореновск. Туристы из других регионов, которые нацелились было на отдых в майкопских горах, но уткнулись в железобетонный кордон, обескураженно чешут затылок.

Мост через реку Кубань закрыли с 1 декабря на капитальный ремонт, который не делался с момента строительства объекта в 1978 году. В пресс-службе федерального предприятия Упрдор «Черноморье», которому принадлежит этот участок дороги, объяснили ситуацию необходимостью полной замены пролетных строений мостового перехода.

Как проходит ремонт, нам рассказал начальник строительного участка компании-подрядчика Александр Шаповалов:

-Три года назад здесь уже усиливали проезжую часть, - проводит он экскурсию для «КН», - но тоннары снова дорогу продавили. Пока проект московская фирма делала, одну полосу закрыли, другую по весу ограничили.

-Да-да, мы помним, в редакцию в прошлом году усть-лабинцы жаловались на то, что большегрузы теперь городские улицы в дребезги разбивают, - показываю знание дела я. – А что ж раньше за ремонт не взялись, а ждали, пока мост «убитым» станет?

-Да, видно, руки не доходили, - разводит руками Александр Георгиевич, - объектов-то у «Черноморья» много, Олимпиада сочинская опять же силы отняла.

-И надолго капремонт затянется? - кошусь на разорванные в хлам железобетонные плиты и рабочих, самозабвенно терзающих отбойным молотком «тело» моста.

-По проекту в декабре этого года планируем закончить, - успокаивает начальник участка. – Заменим балки, регеля, вместо железобетонных плит положим новое автотрофное покрытие. Только опоры менять не будем: водолазы их обследовали, взяли пробы, инфразвуком проверили и выяснили, что они еще хорошие. Раньше строили на славу.

(Не знаю-не знаю, один авторитетный очевидец строительства рассказывал мне, что инженер этой стройки, его сосед, беспробудно пил. Впрочем, это другая история, прим. авт.)

То есть к новому Новому году, как у многих отечественных «прожектировщиков» водится, будет вам, как говорится, подарочек. А пока люди в оранжевом облачении охотно указывают направление – во-о-о-н туда, в петлю длиной 30 кэмэ. Только эта «дорога жизни» сейчас связывает в этом направлении два российских региона – Краснодарский край и Адыгею. Дорожный «разрыв» начался между ними давно – местные жители мозоль на языке набили, шутя по поводу вечного «косметического ремонта» моста через Кубань. Молодожены раньше его любили, замочки на счастье вешали, но все последние годы вместо них над стратегическим объектом словно навис злой рок.

-То левую сторону моста перекроют, то правую, по выходным вечно пробки, - вспоминает местная жительница Людмила Полоскова. – Раньше каждые выходные за продуктами родня из хутора Саратовского в Усть-Лабинск на рынок приезжала, а сейчас давно у меня не были, все праздники одна сижу.

Молодая семья Шадриных из села Красногвардейского и вовсе на грани развода оказалась:

-Муж против того, чтобы я теперь в Усть-Лабе работала, - говорит Олеся Шадрина. – После того, как мост закрыли, приходится добираться на перекладных, иногда на автобус не успеваю и у подруги ночую. Пришлось с работы уволиться, чтоб семью сохранить.

Да уж, проедешь по такой дорожке, и семьи не захочется: мы испытали на себе тяготы рытвин, колдобин и грустных хуторских пейзажей по бокам. Чтобы добраться до трассы на Майкоп в объезд, надо проехать через Усть-Лабинск, потом через весь аул Хатукай, затем хутор Саратовский… Рассмотреть порой удается все детали – местами скорее, чем почти ползком, не проедешь. В плохую погоду дорога занимает не меньше часа. Когда был снегопад, рейсы то и дело отменяли, а автобус Сергиевское-Краснодар вовсе перестал ходить.

На усть-лабинском автовокзале люди сердито-равнодушно отмахиваются – надоело, мол, воздух колебать. Ни кассира, ни диспетчера на местах нет, хоть и написано, что без обеда работают. В ответ на настойчивый стук по стеклу в окошке показывается жующая женщина:

-Валь, а Валь, тут спрашивают, на сколько билеты подорожали из-за обеъзда, - кричит она кому-то.

– На 30 рублей, - отзываются ей из глубины диспетчерской.

Для селян, которые каждый день добираются на работу или учебу в Усть-Лабинск (а это почти весь Хатукай, а еще Уляп, село Красногвардейское и другие близлежащие веси) – сумма немаленькая. А такси? Хмурый дядька из авто с «шашечками» отвечает неохотно и словно стыдясь:

-Шестьсот до Красногвардейки, а было двести рублей. Но можно несколько пассажиров набрать, поехали? – затеплилась в его глазах надежда.

-Лучше такси до Хатукаевского моста берите, - советует бывший работник руля и колеса Александр Мартюшов. – А оттуда уже сельское такси вызывайте, пока едет, мост перейдете пешком. Дешевле выйдет в два раза – кто знает, все так делают.

Но только мост этот Хатукаевский ну очень экстремален для пешеходов. Внизу светит синим омутом река-матушка, по железному остову ржавых перекрытий брошен деревянный настил. Ширина 80 сантиметров, измерили: экстремальненько. Привыкшие хатукаевцы давно ходят здесь, а в 2002 году во время нашумевшего наводнения аварийный теперь мост стал спасением для сотен людей.

В чем спасение от непонятного ожидания ответственными лицами ситуации, при которой рак на горе свистнет и почему все молча ждут аварийного состояния, чтоб начать ремонт, пока неясно. Неужели местным чиновникам все равно?

-Нам не все равно, - устало возражает заместитель главы города Усть-Лабинска Олег Кочмин. – Мы неоднократно обращались в район, в край за помощью, а те дергали федералов.

Вы думаете, мы сами себе враги – терпеть такие убытки!? Видели, как улицы разбиты? Город стонет от тоннаров, жители жалобами закидали. Вот вам пример: только в прошлом году отремонтировали улицу Вольную, а сейчас уже снова дорога в хлам разбита. А ведь большегрузам-транзитникам нельзя здесь ездить – нарушают. На капремонт этого проблемного участка нужно не меньше десяти миллионов! Сравните: нам край в прошлом году всего 11 миллионов на дорожный ремонт всего города выделил.

P.S. Вот оказывается какое сложное, долгое и шибко дорогое дело эти мосты! Но предсказуемое – рано или поздно они требуют ремонта, если, конечно, дорожники не дотянули до момента, когда объект ремонту не подлежит.

Источник: kubnews.ru