ДОМ РЕБЕНКА ИЛИ «ЗОЛОТОЕ ДНО»?

ДОМ РЕБЕНКА ИЛИ «ЗОЛОТОЕ ДНО»?

Не так давно мы рассказывали о решении Совета депутатов города, утвердивших размеры денежного содержания главы города и муниципальных служащих. На днях нашей редакции были переданы документы, в которых указаны денежные выплаты главному врачу и работникам бухгалтерии усть-лабинского государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Дом ребенка специализированный для детей с органическими поражениями центральной нервной системы с нарушением психики № 3» Министерства здравоохранения Краснодарского края за 2013-2014 годы и 7 месяцев 2015 года. Судя по сумме этих выплат, глава города со своей зарплатой «нервно курит в стороне».

Началась эта история с того, что воспитатель, а по совместительству председатель профсоюза Дома ребенка № 3 Ирина Фалалеева стала замечать, что работникам учреждения неправильно насчитывают часы работы и вообще в бухгалтерии происходят какие-то непонятные манипуляции с бюджетными средствами. Молчать не стала. Она написала заявление в Минздрав края и районную прокуратуру с просьбой принять меры, в том числе прокурорского реагирования по нарушению Трудового законодательства главным врачом Дома ребенка Татьяной Ковалевой. Более того, как следует из заявления Фалалеевой: «...с профсоюзной организацией перестали согласовывать приказы, касающиеся выплат стимулирующего характера. Работодатель единолично принимает решение о выплате премий и стимулирующих выплат. Работникам аппарата администрации стимулирующие выплаты устанавливаются в размерах от 50 до 500% и более (при должностном окладе 4100 рублей специалисты получают более 40 тысяч рублей). Заработная плата главного бухгалтера больше зарплаты самого главного врача. Основному персоналу выплачиваются только компенсационные выплаты и доплата за выслугу лет... С 27 ноября по 2 декабря 2014 года администрацией Дома ребенка была проведена работа по выходу из профсоюза работников учреждения. Администрацией были подготовлены заявления (набраны на компьютере), работников вызывали руководители подразделений (даже тех, кто был в отпуске и на больничном) и предлагали сделать выбор между работой и профсоюзом. В результате оказанного давления 42 человека подписали заявления...».

А вскоре в Дом ребенка нагрянула с проверкой комиссия Минздрава Краснодарского края и инспекторы Контрольно-счетной палаты края. Выводы шокирующие.

Итак...

«В ходе проверки установлено, что... в нарушение приказа министерства здравоохранения Краснодарского края от 30.12.2008 №2989 «О критериях оценки деятельности работников государственных учреждений здравоохранения и реализации принципа оплаты труда, ориентированного на результат», а также приказа министерства здравоохранения Краснодарского края от 27.09.2013 № 5032 «Об утверждении показателей эффективности деятельности государственных учреждений здравоохранения Краснодарского края, их руководителей и работников», в ГБУЗ «Дом ребенка специализированный № 3» не утверждена методика определения размера выплат стимулирующего характера на основе перечня показателей эффективной деятельности учреждения, критериев и методики оценки деятельности работников, а следовательно, не определена методика расчета размера стимулирующих выплат для каждого сотрудника учреждения пропорционально отработанному времени. ГБУЗ «Дом ребенка специализированный № 3» создан с основной и единственной целью – оказание помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и родительским детям лечебно-профилактической помощи, психолого-педагогической коррекции, восстановительного лечения и реабилитации. Для достижения вышеуказанной цели министерством ежегодно утверждается государственное задание на оказание помощи детям в возрасте 0-4 лет специализированной медицинской помощи в стационарных условиях. Единицей измерения целевого показателя государственной услуги является койко-день. Годовое значение целевого показателя государственной услуги рассчитывается исходя из фактической заполняемости Дома ребенка детьми в течение календарного года. Результат исполнения натурального целевого показателя является основным критерием оценки качества и результативности деятельности, как самого учреждения, так и работающих в нем сотрудников, в том числе главного врача...»

В последние три года в Доме ребенка было не более 30 малышей, хотя само учреждение и все выплаты персоналу рассчитаны на 40 детей. Кроме того, с ноября 2013 года по март 2014 года, когда в Доме ребенка шел ремонт, малышей вывозили в другие учреждения края. В результате фактическая наполняемость детьми в этот период была нулевая. В этом случае персоналу оплачивается время простоя в размере 2/3 установленной ему зарплаты.

«…Однако руководитель Дома ребенка Ковалева при нулевом проценте выполнения государственного задания в течение 3-х месяцев подписывала приказы об установлении персональных выплат, стимулирующих работу сотрудников учреждения (дополнительно к заработной плате с надбавками). Причем выплаты производились за «высокие показатели установленных критериев оценки их деятельности», а именно: качество, сложность и напряженность выполняемой работы, своевременность и полноту выполнения поставленных перед ними руководителем учреждения задач, а также высокий уровень исполнительской дисциплины и расширенный объем работы, а экономисту Борисовой Ю.А. кроме того – «за надежность и сообразительность». Также проводились доплаты сотрудникам за объем работы, который они выполняли только в соответствии со своими должностными обязанностями…». Этими работниками были (внимание!) главный бухгалтер Нефедкина О.В., которой, как следует из документа, за декабрь 2013 года было начислено 123 600,08 руб., за январь и февраль 2014-го - по 53 289 рублей. В общей сложности за 3 месяца главбух «заработала» 230 178, 08 рублей. К той же категории работников относится и бухгалтер Назарова С.С., которой за декабрь 2013 и январь-февраль 2014 года в общей сложности было начислено 177 466,20 руб. Экономист Борисовой (это так, которая надежная и сообразительная) получила за 3 месяца 165 280, 20 копеек. За март-апрель 2014 года главбух получила 159 867 рублей, простой бухгалтер Назарова – 72 518, 53 рубля, сообразительная экономист Борисова 60 281, 60 рублей.

Аналогичные выплаты, по данным Счетной палаты края в 2013-2015 годах руководителем Учреждения установлены Ковалевой, Нефедкиной, Назаровой и Борисовой за другие периоды, также в условиях невыполнения учреждением государственного задания. Заметьте, в документах не фигурирует ни один воспитатель и ни одна нянечка, которые непосредственно работают с «тяжелыми» детьми. Идем дальше. Как следует из документа, «...кроме того, несмотря на сокращенный объем оказываемой государственной услуги воспитанникам, руководитель Ковалева Т.Г. Устанавливала доплаты за сложность и напряженность работы себе – по совмещаемой ею должности врача-педиатра. По состоянию на 1 июля 2014 года в ГБУЗ числилось 3 врача, относящиеся к основному персоналу учреждения: врач-невролог (Кравченко Е.А.)– 0,5 ставки, врач-педиатр (Ковалева Т.Г.)– 0,5 ставки, врач-психиатр (Елизарова Н.В.), - 0, 25 ставки. За период с 1 июля по 31 декабря 2014 года вышеуказанным специалистам была выплачена зарплата в следующих размерах:

Кравченко – 111 593, 91 руб., в том числе стимулирующие выплаты 52732, 25 руб., Ковалевой – 534 022, 85 руб., в том числе стимулирующие выплаты 395 425 рублей, Елизаровой – 19 580, 78 рублей, в том числе стимулирующие выплаты 500 руб.

За период с 1 января по 30 июня 2015 года вышеназванным специалистам была выплачена зарплата в следующих рзмерах:

Кравченко – 78 626, 13 руб., в том числе стимулирующие выплаты 53 708, 61 руб.
Ковалевой – 513 828, 30 руб,в том числе стимулирующие выплаты 430 560 руб.
Елизаровой – 20 523, 76 руб., в том числе стимулирующие выплаты 3429, 92 руб.

Таким образом, пользуясь тем, что размер стимулирующих выплат для каждого сотрудника Учреждения не определен, Ковалева Т.Г., при невыполнении установленного госзадания, то есть при невыполнении врачами в полном объеме основных функций, в целях реализации которого, собственно, и создано учреждение, оценило сложность и напряженность своего труда (врача-педиатра на 0,5 ставки), устанавливая приказами соответствующие доплаты и стимулирующие выплаты в следующем размере:

в 2014 году – в 7,5 раз выше труда врача-невролога, работающего также на 0,5 ставки и в 395 раз выше врача-психиатра, в перерасчете на 0,5 ставки.

В 2015 году – в 8 раз выше врача-невролога, работающего на 0,5 ставки и в 62,8 раза выше врача-психиатра, в перерасчете на 0,5 ставки.

Также, выборочной проверкой установлено, что в трудовых договорах главного бухгалтера Нефедкиной О.В., бухгалтера Назаровой С.С. И экономиста Борисовой Ю.А., в разделе «Оплата труда» в качестве стимулирующих выплат значится только «Выплата за наличие стажа непрерывной работы в учреждениях здравоохранения», а самой у Ковалевой, кроме выплат за наличие стажа, указана выплата за наличие высшей квалификационной категории. Остальные, выплачиваемы указанным сотрудникам в 2013-2015 годах доплаты и выплаты стимулирующего характера, в договорах не указаны. Также при проверке выявлены факты необоснованно установленных доплат сотрудникам ГБУЗ в период нахождения их в оплачиваемых трудовых и учебных отпусках. Например, главбуху Нефедкиной , пока та была в отпуске ( с 6 августа по 4 сентября 2013 года) установлены доплаты в общей сумме 52 763 рубля с формулировкой «за сложность и напряженность работы и выполнение полного объема)…» Она в отпуске была! Отдыхала! При этом приказ на отзыв из отпуска не составлялся и суммы, полученные за время нахождения в отпуске, не удерживались. Какая же история с бухгалтером Назаровой. Находясь в отпуске она «заработала» 34 845 рублей. Экономист Борисова, находясь в учебном отпуске «заработала» 43 659 рублей.

Кроме того, выявлены расхождения между приказами, предъявленными службой отдела кадров и бухгалтерией. Например, если в приказе в отделе кадров значится формулировка «О прекращении (расторжении) трудового договора с работниками по временному совместительству на 0,5 ставки», то приказ под тем же номером в отделе кадров следует читать «Об установлении доплаты главному бухгалтеру Нефедкиной О, В., за сложность и напряженность выполняемой работы в сумме 80 000,00 руб.» . И такой приказ далеко не единичный. «В результате произведено начисление заработной платы по вышеуказанным сотрудникам в общей сумме на 2 015 000, 00 рублей больше, чем отражено в приказах по отделу кадров по одним и тем же основаниям. Необходимо отметить, что проверке предъявлены оригиналы приказов, как со стороны кадровой службы, так и со стороны бухгалтерии, что свидетельствует о том, что выявленные несоответствия в приказах допущены с ведома руководителя учреждения – главного врача Ковалевой Т.Г. Причем часть приказов, предъявленных бухгалтерской службой, не зарегистрированы в книге регистрации приказов... Главный бухгалтер Нефедкина О.В., экономист Борисова Ю.А. И бухгалтер Назарова С.С, получали по нескольку стимулирующих доплат в месяц за одни и те же показатели работы» - говориться в документе.

В перечне должностей, имеющихся в Доме ребенка значатся: врачи, средний медперсонал, младший персонал, педагогический персонал и прочие (немедицинский персонал). В конце документа, видимо, не выдержали даже сами проверяющие и, похоже, решили «постебаться»: «Исходя из фактической оценки главным врачом работы сотрудников вверенному ему учреждения, прочий персонал оказывал наиболее «качественные услуги» подопечным Дома ребенка и показывал «наилучшие результаты» по сравнению с основным персоналом, в том числе – медицинским...».

Конечно же, и в Минздраве, и в Доме ребенка после такой проверки поднялся большой переполох. Тем более, что в ноябре прошлого года Ирине Фалалеевой пришло уведомление за подписью Старшего следователя СО Отдела МВД РФ по Усть-Лабинскому району Р.К. Тинчуриной: «Настоящим уведомляю Вас, что в СО Отдела МВД России по Усть- Лабинскому району 19.11.2015 года возбуждено уголовное дело № 15590934 по ч.1 ст. 285 УК РФ, в отношении главного врача ГБУЗ «дом ребенка специализированный « 3» Ковалевой Т.Г.».

Справка. Статья 285 ч.1 гласит: «Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет».

Как следует из письма, Следственный отдел «возбудился» на одну Ковалеву. А как же главбух – материально-ответственное лицо, которое не могло не быть в курсе всех событий? А экономист? В случае привлечения этих двух особ была бы возбуждена статья с другой формулировкой - «группой лиц по предварительному сговору». Но ее почему-то нет. Казалось бы, справедливость хоть чуть-чуть, но начала торжествовать, однако не для самой Фалалеевой. На тот момент она проработала в Доме ребенка воспитателем и старшим воспитателем более 28 лет, при этом практически ни разу не имела взысканий. Однако, вскоре после жалобы на имя прокурора в отношении Ковалевой, на воспитательницу взыскания вдруг посыпались как из рога изобилия. Да так посыпались, что 8 февраля уже этого года ее уволили. Как говориться, был бы человек, а повод найдется. По сути, человек единолично выявил целую коррупционную сеть. И что в ответ? А ничего! Никто не защитил. Из письма Фалалеевой губернатору Краснодарского края Вениамину Кондратьеву: «В обращении на Ваше имя я подробно описала факты гонения на меня за критику и выявление фактов незаконного присвоения бюджетных средств конкретными лицами, эти факты подтверждены документами следственных органов и справкой самого министерства здравоохранения». Мои неоднократные попытки попасть к Вам на личный прием остались безуспешными... Я хотела бы получить ответ лишь на один вопрос: кому нужна такая борьба с коррупцией, если она лишь на бумаге и на плакатах, призывающих к борьбе с коррупцией?... Вениамин Иванович! Прошу Вас найти в своем плотном графике время для личной встречи со мной и передачи Вам подтверждающих мое обращение документов».

В единственном ответе, полученном ранее из Администрации края (мы более чем уверены, что сам Кондратьев его в глаза не видел) никакого внятного ответа не прослеживается: «... По инициативе работодателя Вы были уволены 8 февраля 2016 года приказом исполняющего обязанности главного врача... (за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей)...». А то Фалалеева не в курсе!

Следует отметить, что хоть Минздрав и уволил Ковалеву, но та, по утверждению Фалалеевой, продолжает работать в Доме ребенка качестве врача-педиатра. На должность и.о.главного врача министерство прислало совместителя. А действительно ли Фалалеева допускала какие-либо нарушения, из-за которых ее уволили, никто проверять не стал. Тем более Минздрав, которому, по-видимому, такие въедливые работники не очень-то нужны. Ведь каждый факт возбуждения уголовного дела в отношении подчиненного Минздраву субъекта чести самому министерству отнюдь не делает. А так... нет человека – нет проблем.

Мы продолжаем следить за ситуацией.

Инна ГРИГОРЬЕВА