ПРИЗРАК В ШИНЕЛИ И ДРУГИЕ. МИСТИКА УСТЬ-ЛАБИНСКОГО МУЗЕЯ

ПРИЗРАК В ШИНЕЛИ И ДРУГИЕ. МИСТИКА УСТЬ-ЛАБИНСКОГО МУЗЕЯ
Верить или нет во всякого рода мистику – личное дело каждого. Однако, здание Усть-Лабинского краеведческого музея очень старое, с богатой и нелегкой историей. Да и музейные фонды хранят в себе различную утварь, оружие и доспехи, извлеченные археологами из могильников. Почти все артефакты - от наконечника стрелы сармата и глиняного сосуда до писем с фронтов Великой Отечественной и предметов казачьего быта, имеет свою историю. Но объединяет все эти предметы одно – их владельцы давно мертвы. Так что, если вдуматься, то здесь призракам – самое место!
После случившегося сотрудница музея рассказала все своим коллегам. Те нисколько ни удивились - они не раз слышали мистические истории, связанные с музеем, который для них является просто местом работы.
- Это произошло неделю или две назад, был обычный рабочий день, - рассказывала она - Я пришла на работу раньше всех – около семи часов утра. Спустилась в низ, в подвал, где кроме музейных экспозиций и хранилища раритетов, расположены подсобные помещения. В одном из таких помещений у нас стоит холодильник. Слева от него идет лестница, ведущая наверх, к выходу на закрытый задний двор. Дверь, ведущую на задний двор, я открыла сама, чтобы проветрить помещение. Открыв холодильник, чтобы положить продукты, я вдруг заметила, что дверной проем что-то заслонило и в подвале в резко стало темнее. Я повернулась, чтобы посмотреть, кто это может быть (в музее кроме меня никого не было и очень удивилась: в дверном проеме стоял и смотрел на меня высокий худощавый мужчина в старой шинели, но без погон. Он как бы запахнул шинель двумя руками и через несколько секунд исчез. Он не был полупрозрачным, как обычно описывают призраков, поэтому я сначала и не подумала… Но наряд у него больно уж странный.
Сотрудница тут же поднялась на задний двор, где вовсю светило солнце. Двор был пуст. Она проверила все закутки двора, думала, может вор забрался, но калитка, как и положено, была заперта на замке, а через забор так просто не перелезешь из-за острых концов ограждения. В этом дверном проеме появился призрак в шинели
Вход в подвал с закрытого двора музея

Пришлось женщине признаться самой себе, в том, что она видела именно призрака. Да и вряд ли кто-то из горожан будет в такую жару разгуливать по городу в старинной  шинели.
По словам директора музея Фурката Байчибаева и других работников, эта сотрудница – человек вполне здравомыслящий, грамотный, запоями не страдает, поэтому ей поверили. Тем более, что это не первый случай.
- У этого здания тяжелая история. В 1900 году его построил черкесский купец, который затем продал  дом атаману Прокофию Безродному, - рассказывает директор музея. - В 1919 году атамана, который после революции покинул свой дом, а затем решил вернуться, расстреляли. Во время Великой Отечественной войны здесь, в подвалах, немцы держали пленных и приговоренных к расстрелу мирных жителей. Об этом рассказывал один из бывших директоров музея, уже ушедший от нас. Многие приговоренные умирали здесь. Детям, которые были на руках у матерей, если начинали плакать, фашисты подносили к губам смоченную ядом тряпочку и… Так что сами понимаете, какая здесь история.
Но ни призрачного детского плача, ни криков матерей, ни фантомов отправляемых на расстрел красноармейцев и мирных жителей здесь никто никогда не видел и не слышал. Слышали и видели другое.
Несколько лет назад трое работников музея в разное время видели одного и того же призрака – женщину-уборщицу в синем халате (такие носили в советское время), с ведром и шваброй. Рассказывали, что она, якобы, проходила мимо них шаркающей походкой, шла в другое помещение и там гремела ведром и издавала другие, вполне реалистичные звуки. Что это, хрономираж? Вопрос, скорее к экстрасенсам...
Визиты призрачной уборщицы прекратились после того, как пригласили батюшку и здание музея освятили. Об этом свидетельствуют церковные наклейки на стенах. Зато начались передвижения предметов. Одна из действующих сотрудниц рассказала, что точно помнила, куда клала экспонаты, а наутро они оказывался в других местах.
- Мы к этому привыкли и не обращаем внимание, относимся как к само самой разумеющемуся, - рассказывает она и добавляет, – Я много чего вижу и слышу, но молчу. А то еще за больную на голову примут!
Рассказали также о другой научной сотруднице, которая работает в фонде с древними экспонатами. Она, заходя в рабочий кабинет, где хранятся всякие древние изделия и черепки, всегда здоровается с артефактами. Тогда говорит, и рабочий день проходит спокойно. А некоторые, когда берут в руки эти древние могильные вещи, чувствуют идущих от них холод и мурашки. Возможно, таким образом давно ушедшие в мир иной владельцы артефактов, дают понять, что недовольны вмешательством в свои, пусть и загробные, дела.
Мы предложили музейщикам обратиться в «Битву экстрасенсов». Пока думают.
Инна ГРИГОРЬЕВА
Фото автора