ВЫБОРЫ В УСТЬ-ЛАБИНСКОМ РАЙОНЕ. ЧТО ОСТАЛОСЬ «ЗА КАДРОМ»

ВЫБОРЫ В УСТЬ-ЛАБИНСКОМ РАЙОНЕ. ЧТО ОСТАЛОСЬ «ЗА КАДРОМ»

Выборы в Советы поселений Усть-Лабинского района завершились. Всеобщий ажиотаж спал, теперь можно свести всю информацию в единое целое и рассказать жителям района о том, что осталось за кадром.

Провал сепаратных переговоров

Начнем с довыборных времен. Несмотря на то, что большинство пользователей административного ресурса были уверены, что им удастся привести выборы к нужному им результату и заполучить большинство голосов в горсовете, а также «протолкнуть» своих людей в главы некоторых сельских поселений, сам исполняющий обязанности главы района Алексей Гедзь вовсе не был в этом уверен. По слухам, он сильно паниковал: вдруг не получится? Нужно было искать пути "отхода" на случай провала.

По имеющейся у нас информации, примерно за две недели до Дня голосования Алексей Алексеевич начал искать выходы на «стратегического противника» через нескольких приближенных последнего, которые эту информацию отрицать не стали. Якобы, встретиться он хотел для того, чтобы просить поддержки при избрании на должность главы района, а взамен предложить полную лояльность структурам «противника».

Если Гедзь считает руководителей этих структур своими оппонентами, тогда как крупных краевых чиновников - вице-губернатора Анатолия Вороновского и теперь уже бывшего руководителя Департамента внутренней политики Галину Москалеву – своими союзниками, то получается он попросту решил самостоятельно перейти на другую сторону в обход «союзников»? Похоже на то. В военной тактике это называется сепаратными переговорами, в просторечии – «политической проституцией».

Однако, Алексея Алексеевича «отмели» еще на дальних подступах и переговоры не состоялись. Поэтому пришлось довольствоваться силами администрации и искать всевозможные пути для победы на выборах нужных Гедзю городских депутатов.

Срыв экзитпола

Проводить выборы Гедзю было не с кем: подчиненные показали себя полными профанами еще на стадии предвыборной подготовки, трижды допустив утечку из кабинета и электронной почты заместителя по внутренней политике Виктории Ефременко информации, не предназначенной для посторонних глаз. 

Конечно же, мы эту информацию придали огласке. Кроме того, Виктория Ефременко позволила записать себя на диктофон во время незаконного инструктажа студентов, привлекаемых для экзитпола (соцопроса), якобы от Совета ветеранов. В итоге весь район, да и край тоже, узнал со страниц нашего издания информацию о том, как работает административный ресурс и сколько это выражается в рублях. 

В итоге «Усть-Лабинску Инфо» удалось сорвать экзитпол - его отменили. Это означает, что «админресурс» не смог на ранних этапах выборов отследить, за кого голосуют горожане на участках. Если бы еще днем, благодаря экзитполу районным властям стало известно, что на одном из участков побеждает, например, Сергей Выскубов, они могли результаты "подкорректировать", тогда Выскубов оказался бы в аутсайдеры, а тот, кто нужен "админресурсу" - в лидерах.

Блокировка провокаций

По рассказам сотрудников администрации, весь выборный день в нашем «Белом доме» царила нервозная атмосфера, особенно, когда узнали, что в станице Новолабинской, где наряду с депутатами выбирали главу поселения, казаки перекрыли все ходы-выходы для предотвращения возможного вмешательства извне в ход голосования в интересах ставленника администрации – Александра Сорокина.

По словам присутствующих, на одном из избирательных участков, казакам, возможно, удалось предотвратить «случайную» порчу бюллетеней, когда к одной из урн с полной чашкой горячего кофе пытался прорваться конкурент народного кандидата в главы поселения Андрея Гусева. Казаки встали цепью и… кофе никуда не пролилось.

Во второй половине дня в Новолабинскую, где уже давно витали протестные настроения по отношению к главам - ставленникам района, явилась замглавы района по внутренней политике Виктория Ефременко. Она, якобы, пыталась воздействовать на Гусева, чтобы тот снял свою кандидатуру на должность главы со словами: «Я вам очень не советую идти против администрации. Я уже 15 лет занимаюсь выборами, поэтому вы должны меня услышать». Гусев, конечно же, отказался, и с почти десятикратным отрывом от Сорокина выиграл выборы главы поселения.

Правда, были эксцессы, которые лично мы восприняли как провокации со стороны участковой избирательной комиссии в адрес нашего издания. Дело было в спорткомплексе «Старт», куда «Усть-Лабинск Инфо» в соответствии с краевой аккредитацией прибыл, также как и на другие участки, для подготовки репортажа о ходе выборов.

По прибытии оказалось, что зарегистрироваться у секретаря мы не можем, поскольку в кабинете занято -избирательница пишет жалобу. Когда женщина вышла, мы смогли наконец зарегистрироваться и решили узнать, на что она жаловалась. На это мы имеем право по закону о СМИ и, повторимся, в соответствии с аккредитацией краевой избирательной комиссии.

Стоя в стороне в огромном холле спорткомплекса, наш видео-оператор начал записывать речь избирательницы на камеру. Она говорила тихо. При этом ни женщина, ни оператор никому не мешали. В это время к ним подбежала какая-то женщина и стала называть нас провокаторами и кричать, что мы не даем работать ни наблюдателям, ни самой комиссии. 

На фоне и малого количества избирателей женщина выглядела настолько комично, что не заметить откровенную провокацию было невозможно. Она представилась наблюдателем кандидата в депутаты Павла Подоляна. Наблюдательница продолжала громко вещать, явно привлекая внимание. Привлекла. Тут же рядом с нами возник председатель участковой избирательной комиссии Алексей Виноградов, он же сотрудник одного из подразделений районной администрации.

Глядя на нас, Виноградов отдал распоряжение одному из полицейский вызвать ГНР (полицейскую группу немедленного реагирования), чтобы те нас задержали, хотя прекрасно видел и понимал, что ничего противозаконного мы не делаем. Полицейский отправился выполнять распоряжение, а мы остались ждать вооруженный автоматами наряд. 

Видимо, председатель УИК решил, что мы испугаемся и уедем. Но нам было очень интересно, и мы остались. Пока ждали группу, услышали, что шла речь о возможном закрытии избирательного участка по инициативе неких наблюдателей «из-за провокаций». Спустя час, так и не дождавшихся ГНР, которая, как доложил Виноградову полицейский, «уже выехала», мы отправились на другой участок. Таким образом, и эта провокация не удалась.

Ложный вызов спецназа

Ближе к вечеру Алексей Гедзь, видимо понял, что контролировать ситуацию администрация не в состоянии вдруг высказал опасение (с чего взял, непонятно), что в районе появилось некое формирование, которое хочет сорвать выборы. Он сообщил об этом начальнику ОМВД по Усть-Лабинскому району Вячеславу Артюкову. У того не было оснований не доверять руководителю района и полковнику ничего не оставалось, как вызвать из Краснодара спецназ, потому что личный состав был задействован на участках. 

По сути, он принял мудрое решение: от первого лица района поступила информация об угрозе, весь личный состав занят на участках, и в случае чего спасать ситуацию будет просто некому: лучше перебдеть, чем недобдеть. Правда, Артюков сам отслеживал оперативную обстановку в районе и прекрасно знал, что ничего подобного нет: сотрудники полиции, в том числе оперативники среднего офицерского состава дежурили на всех избирательных участках и докладывали о том, что все спокойно. Все они, кстати, вели себя очень достойно и делали свою работу: проверяли документы, аккредитации, «прозванивали» сумки и другой багаж лиц, приходивших на избирательные участки.

Спецназ прибыл вечером в составе 20 человек на двух КАМАЗах. Они наблюдали за обстановкой, останавливали транспорт, осматривали его и… отпускали. Когда стало понятно, что никаких "формированиях" в районе нет, спецназ уехал. И эта, как мы считаем, явная провокация не удалась. Правда, Гедзь таким образом подставил Артюкова перед руководством МВД края. О привлечении отрядов спецназначения в обязательном порядке докладывается в Москву, где изучается обоснованность такого привлечения. По сути это был ложный вызов. Но это уже другая история. Неужели Гедзю все это нужно было просто для нагнетания обстановки? Или у Алексея Алексеевича начались панические атаки?

Задержание фальсификаторов

Ближе к вечеру в редакцию «Усть-Лабинск Инфо» позвонили с избирательного участка по улице Пролетарской: поймали женщину с пропиской в Кавказском районе. Как рассказала член участковой избирательной комиссии, произошло следующее:

- Я вижу, что прописка у нее в Кропоткине и пытаюсь объяснить, что она не может у нас голосовать. Однако женщина, закрывая рукой прописку, стала тыкать пальцем в синий кружок-стикер, закрепленный в конце паспорта, мол, смотрите сюда. Тогда я взяла паспорт и обратила внимание других членов комиссии на ситуацию. Женщина выхватила паспорт и убежала, но полиция ее задержала.

Уже около 19 часов на том же участке задержали еще двух человек с метками в паспорте. Все также оказались жителями Кавказского района. Их также задержала полиция, а на избирательном участке начала работу следственно-оперативная группа. Из-за этого подсчет голосов здесь начался позднее.

Мы не знаем, кто направил жителей соседнего района голосовать в Усть-Лабинск, но в практике встречались случаи, когда таким образом действовали те, в чьих руках находится административный ресурс: они незаметно показывают членам УИК паспорт с меткой, те их вносят в дополнительные списки для голосований и выдают бюллетень. Информация о том, что в день голосования из соседних районов возможно будут автобусами подвозить чиновников для фальсификации голосования, была у нас задолго до 8 сентября. Думали, что никто все же не решится на такой наглый шаг. Мы ошибались, кто-то все- таки рискнул. Но и на этот раз, благодаря гражданской позиции члена УИК, провокация не удалась. По крайней мере, на этом избирательном участке.

Один, совсем один?…

Когда на большинстве участков закончился подсчет голосов и все поняли, что кандидаты от администрации полностью проиграли, руководство выглядело подавленным.

Действительно, в такой ситуации исполняющему обязанности главы района не позавидуешь: покровитель - вице-губернатор ушел в сторону после снятия с поста высокопоставленного родственника-чекиста, «стратегический противник» на переговоры не пошел, по итогам выборов администрация района «села в лужу», а поддержки районных депутатов Алексей Алексеевич лишился по своей же недальновидности еще в самом начале правления, когда начал игнорировать всех и вся…

Теперь ему остается идти на поклон к новому вице-губернатору по внутренней политике Сергею Пуликовскому. Если Сергей Константинович его пошлет по известному адресу, вряд ли кто-то удивится.

Инна ГРИГОРЬЕВА