Война и мир подполковника Ласкавого

Война и мир подполковника Ласкавого

Приближается 75-летний юбилей Великой Победы. К сожалению, ряды тех, кто защищал нас с оружием в руках, с каждым годом неумолимо редеют. К счастью, остались и те, кому, несмотря на тяжкие испытания, возраст не помеха. Например, в свои 93 года житель станицы Ладожской Иван Никифорович Ласкавый еще полон сил, бодрости, с отличной памятью и офицерской выправкой. Больше 80 ему и не дашь.

Иван Никифорович родился 13 июня 1926 года в обычной многодетной семье, в селе Рязановка Затобольского района Костанайской области. Семья прожила там недолго, после чего переехала в Ташкент. Здесь Ласкавые и встретили утро 22 июня 1941-го. Ивану тогда было 15 лет…

- Нас было 10 братьев и всего одна сестра. Братья ушли на фронт, а я ушел в 43-м, когда старшие уже воевали. Когда началась война мне пришлось идти преподавать в школе, потому что всех учителей мобилизовали, детей учить читать-писать было некому. В 17 лет меня начали спрашивать, почему я в тылу, когда все мужчины воюют. Тогда я и решил идти добровольцем, приписав себе лишний год. Через неделю я уже ехал на фронт.

- Как на это отреагировали родные, с пониманием?

- Когда я пришел к маме с вестью о том, что пойду воевать, она очень плакала. На тот момент в семье остался всего один брат, двое погибли в голодный год, а остальные уже воевали. Но я был обязан, тем более с детства мечтал об авиации.

- Куда вас направили?

- Служил в 73 воздушной армии 56 авиационного полка, затем в разведке 118 полка 32 стрелковой дивизии. Да… многое тогда зависело от нас. Командиром отделения разведки прошел Украину, Белоруссию и в апреле 1945, когда уже дошли до Польши, меня впервые за всю войну ранило и контузило. Конечно же, сразу отправили в госпиталь, и моя война закончилась.

- Помните, в какой момент вы лично впервые услышали о победе?

- Лежа в госпитале и услышал: из соседней палаты выбежал какой-то мальчик, стал громко кричать, что война закончилась, что мы победили! Сразу весь госпиталь зашумел: «Победа!!!». Такой радости мы еще не испытывали, она оказалась какой-то неожиданной и с начала не верилось даже. Было одновременно весело и грустно, когда вспоминал тех, кто погиб и не дожил до этого радостного дня, – с дрожью в голосе рассказывает Иван Никифорович.

Во время разговора мы заметили, что тему боев, да и какие-либо подробности Иван Никифорович обходит стороной, спрашиваем – тут же меняет тему. Не раз слышали, что многие фронтовики не любят вспоминать войну, уходят «в себя». Вот и Иван Никифорович тоже не любит бередить старые раны, хотя на другие вопросы отвечает подробно и с удовольствием.

После войны Ивана Ласкавого, сразу из госпиталя направили в воинскую часть, на этот раз в пехоту. Занял должность замкомвзвода, получил старшего сержанта, дослужился до ротного старшины.

- После войны тяжело было привыкать к «гражданке»?

- Да я особо и не привыкал. После службы поступил в авиационное училище, окончил в 1948 году в звании лейтенанта, через три года получил старшего лейтенанта, ещё через четыре - капитана и так, потихоньку, дослужился до подполковника.

- Все время служили даже после войны?

- Нет, поучиться и поработать тоже пришлось. После окончания Высшей партшколы и получения диплома историка поступил в Ташкентский государственный пединститут. На Ташкентском авиационном производственном объединение имени Чкалова я проработал 26 лет, сначала заместителем начальника летно - испытательной станции, затем начальником цеха, начальником отдела и, в итоге, был назначен заместителем директора. Завод выпускал исключительно самолеты, например ИЛ - 12, ИЛ - 76, ИЛ – 22.

Дважды был женат. Первый брак закончился трагедией - супруга умерла в 1965 году, со второй живут до сих пор.

- Детей успели нажить?

- Через год после смерти жены в Ташкенте я встретил Верочку - так зовут мою вторую жену. У меня уже было двое детей, дочь и сын, у нее тоже была дочь. После свадьбы у нас родилась общая дочка. Судьба раскидала детей по разным уголкам бывшего Союза. Сын пошел по моим стопам, закончил авиационный институт, затем вместе со мной работал инженером на авиазаводе. Сейчас живет в Центральной России, работает мастером на ракетном заводе, у него есть прекрасные дочь и сын - мои внуки.

- А дочери с вами?

- Нет, все по разным городам. Две дочери остались в Ташкенте. Одна работала военным медиком, поэтому после развала СССР стала невыездная, сейчас работает логопедом в школе и детском саду, но все равно не может выехать. Вторая осталась в Узбекистане из-за зятя. Приезжали они сюда, но зятю не понравилось, уехали обратно. Ещё одна дочь живет в Москве, она очень хотела нас забрать, но мы не могли здесь продать дом. Зато теперь она приезжает к нам с внуком дважды в год, на наши дни рождения. Недавно пригласила нас в Москву, на свой юбилей, даже билеты уже заказала. Все очень беспокоится о нас, а мы о них всех.

- А как вы вообще из Ташкента оказались в Ладожской?

- После известных политических событий в Узбекистане мы пробовали жить в Подмосковье, у нас там своя квартира была. Но я вырос в деревне и с годами стало тянуть в сельскую местность. Не могу на месте сидеть и ничего не делать. Мне хозяйство нужно, свой двор. Чувствовал себя в Подмосковье очень плохо не только из-за недостатка любимого дела, а ещё и от холода. Выбрали Кубань, сначала хутор Новониколаевский, затем перебрались в Ладожскую, поближе к землячке, которая еще до нас перебралась на Кубань.

- Сейчас у нас в стране особое отношение к ветеранам и особенно к участникам войны. Власти вас не забывают?

- Каждый год приходят благодарственные письма от президента Путина, в родной станице вручают грамоты и дипломы. Для всех медалей, грамот, памятных фотографий и вещей я устроил «Красный уголок». Вот они, 18 медалей и два ордена: «Орден Отечественной Войны», Орден «Знак почета», медали «За боевые слуги», «За отвагу», медаль Жукова, медаль «За добросовестную службу» четырех степеней. Местный Дом культуры и школа тоже скучать не дают: приглашают на каждый праздник с выступлениями и в качестве гостя. Очень помогает депутат ЗСК Владимир Александрович Зюзин. С его помощью у нас в доме появился теплый туалет, кое-что отремонтировано. Он меня не забывает, приезжает, интересуется жизнью, поздравляет с праздниками. Я знаю, что в любое время и по любой просьбе могу к нему обратиться, за что ему огромное спасибо. 

ветеран5.jpg

"Красный уголок" Ивана Никифоровича

Судя по нежеланию говорить о войне и по перечисленным государственным наградам, становится понятно, что Иван Никифорович очень много в жизни повидал, пережил и не забыл. И он заслужил ту старость, о которой многие могут только мечтать: здравый ум, хорошая память, улыбка на губах, а в доме - спокойствие, уют и тепло.

Евгения ДУЖЕНКО
Фото автора