Усть-лабинский холдинг «Детство без границ» стал краевой инновационной площадкой
В минувшую субботу в Институте развития образования Краснодарского края совместно с министерством образования состоялась ежегодная публичная защита отчетов краевых инновационных площадок по результатам деятельности за 2019 год. В число участников вошла действующая при поддержке Фонда «Вольное Дело» усть-лабинская начальная общеобразовательная школа «Детство без границ», преобразованная в холдинг. Ее проект - «Лаборатория непрерывных улучшений. Формирование бережливого мышления у дошкольников посредством использования технологии бережливого производства».
Цель проекта – адаптация и внедрение технологий бережливого производства в работу образовательной организации. По итогам конкурса «Инновационный поиск» холдинг «Детство без границ» стала победителем. Директору холдинга – Людмиле Амзаевой - торжественно вручили свидетельство о присвоении статуса «Краевая инновационная площадка».
Теперь о самих бережливых технологиях и их применении на практике.
Холдинг "Детство без границ" объединяет в себе четыре некогда автономных образовательных учреждения – два детских сада в Усть-Лабинске (на базе детского сада № 1 и № 9), а также детский сад и школа в хуторе Аргатов. Чтобы узнать, чем холдинг отличается от обычных детских садов, мы побывали в детском саду № 1, где Людмила Валентиновна вместе со старшим воспитателем Натальей Осипенко рассказали о принципах работы программы, которая действует в районе уже пять лет.
Оказывается, формирование бережливого мышления здесь применяется не только к воспитанникам детского сада, но и к педагогическому коллективу.
Основной принцип - все, начиная от учебных пособий и заканчивая документацией должно находиться на своих, специально отведенных для этого местах, чтобы в случае необходимости не искать по шкафам и ящикам нужный документ, а суметь быстро взять, использовать, затем вернуть на прежнее место.
Еще один пример. На корешки папок с документами, стоящими в шкафу, нанесены цветные поперечные полоски так, чтобы можно было сразу увидеть, из какой тематики эта папка и какой из них не достает. На всех шкафах наклеены метки, указывающие на содержимое.
- Все это относится к бережливым технологиям, - рассказывает Наталья Осипенко. - Чтобы воспитатели зашли и взяли, что им нужно, не тратя время на поиски. Например, на одной полке литература, на другой математика, в одном шкафу архив, в другом – методические пособия. Также используется цветовая маркировка и каталог для воспитателей в том же цвете. Имеется канбан-доска, на которой по цвету развешаны напоминания о мероприятиях (см. фото- Авт.): на розовых стикерах написаны самые важные, то что может подождать, отражено на зеленых, напоминания для педагогов уже на листках другого цвета. Когда время поджимает, мы переставляем то, что могло подождать - в разряд первостепенных. Когда у нас произошла реорганизация школы и детских садов здесь и в Аргатове, чтобы слить это все в единый организм, нам очень помогла эта система бережливого мышления. Сейчас уже можно говорить о том, что у нас все систематизировано и работает как часы. И мы убеждены, что заниматься по такой системе нужно начинать учить с дошкольного возраста, потому что в семьях зачастую детей балуют, но к порядку не приучают.
Воспитанники данного детского сада, как выяснилось, эту систему уже впитали в себя. Например, они знают, на какое конкретно место стола нужно после еды ставить свои тарелки, чашки и класть ложки-вилки. Для этого на столы в группах наклеены специальные обозначения в виде разноцветных кружков – отдельно для тарелок, чашек и всего остального.
В игровых кабинетах тем же способом показано, куда класть книги, ставить ноутбук и класть детали от конструктора. Вот, например, кабинет робототехники...
Дети привыкают! В коридоре на полу наклеены красные полосы, за которые заступать нельзя. Это своего рода игра, но если раньше стены приходилось перекрашивать по два раза в год – ребятишки их обтирали своей одеждой, то сейчас по 2-3 года стены перекрашивать не нужно. Кстати, даже взрослый человек, когда идет по коридору, он чисто психологически старается не заступать за красную черту. Проверено на себе.
В каждой раздевалке – памятка-алгоритм процесса одевания одежды.
Весь этот комплекс мер по соблюдению порядка приучает малышей к бережливости и тому, что все в быту, в учебе и в досуге должно быть упорядочено, а не разбросано в разных местах. Уже сейчас новое поколение таким образом учится правильно организовать свое рабочее пространство, соблюдать порядок во всем и грамотно распределять время.
Программа не ограничилась рамками Краснодарского края. Чтобы перенять опыт усть-лабинских педагогов по использованию в своей деятельности технологии бережливого производства, в образовательном холдинге побывали гости не только из разных уголков Кубани, но и из других регионов – Адыгеи, Татарстана, городов Сургута, Североуральска. Приезжали даже представители «Росатома» и министерства экономического развития России.
- Теперь, после получения свидетельства о статусе инновационной площадки, в течение трех лет нам предстоит провести большую работу, - говорит Людмила Валентиновна, - Необходимо выявить особенности и обеспечить условия работы Лаборатории непрерывных улучшений, разработать методичку для создания образовательной среды, направленной на формирование бережливого мышления всех участников программы, создать и ввести мониторинг эффективности применения технологий бережливого производства в детском саду и начальной школе, образовать сетевое взаимодействие с другими дошкольными образовательными учреждениями не только района и края, но и других регионов.
Стоит отметить, что использование бережливых технологий в образовании – это не временное модное веяние и не просто набор разрозненных методов, применяемых бесцельно. Это – долгосрочная стратегия, включающая в себя постоянные улучшения качества работы каждого сотрудника, независимо от его должности и выполняемых функций и достойно, в том же духе воспитать новое поколение россиян.
Вдогонку!
Инновации и бережливость – это замечательно, но детство никто не отменял. В ходе нашего разговора с директором и старшим воспитателем выяснилось, что в детском саду хутора Аргатова имеется существенная проблема – не хватает детской художественной литературы. Поэтому мы решили кинуть клич: давайте вместе поможем маленьким хуторянам! Возможно, у кого-то дети выросли, а книжки – целые и в хорошем состоянии - остались. Если не жалко, приносите по адресу: г. Усть-Лабинск, ул. Позиционная, 1. Также можно позвонить по телефону 8(86135)4-10-84, к вам подъедут и заберут книжки.