Без срока давности: Канада депортирует эсэсовца, причастного к геноциду на Кубани
Гельмут Оберлендер подозревается в убийстве детей в Ейске
Канадские власти начали процесс депортации из страны 96-летнего мужчины. Предполагается, что Гельмут Оберлендер был причастен к убийству воспитанников Ейского детского дома в октябре 1942 года. По словам представителя защиты Оберлендера – Рона Поултона, канадские власти поступили «не честно», лишив бывшего эсэсовца гражданства.
14 февраля 2020 года Следственный Комитет России запросил материалы по делу Оберлендера у канадской стороны. По данным СК, в 1942 – 1943 годах в целях проведения карательной операции против граждан СССР в Краснодарском крае направили зондеркоманду СС-10 «а», возглавляемую Куртом Кристманом. Именно в ней, в качестве переводчика, и служил Гельмут Оберлендер. Группа карателей имела в распоряжении мобильные газовые камеры. 9 и 10 октября 1942 года в Ейске эсэсовцы убили 214 детей из местного детского дома.
30 октября 2019 года по статье 357 УК РФ «Геноцид» было возбуждено уголовное дело. В ходе следствия оперативники выяснили, что в декабре Верховный суд Канады лишил Гельмута Оберлендера гражданства, которое он получил ранее. Причиной этому стало то, что мужчина скрывал от властей факт своего участия в подразделениях СС.
В 1940 – 1950-е несколько переводчиков СС-10 «а» были задержаны, они признались в своей преступной деятельности и понесли наказание. Гельмут Оберлендер этой участи избежал, он скрылся от следствия после капитуляции Германии.
СКР, основываясь на нормах международного права и национального законодательства, устанавливает обстоятельства участия подозреваемого в составе подразделения СС. Согласно Уставу Международного военного трибунала в Нюрнберге, истребление гражданского населения до или во время военных действий, считаются преступлением против человечности и срока давности у них нет.
Документацию о фашистах, убивших детдомовцев, предоставили сотрудники Ейского историко-краеведческого музея имени Самсонова по запросу СКР в октябре прошлого года. Останки детей обнаружили после освобождения Краснодарского края в 1943 году от немецко-фашистских захватчиков в районе Широчанского хутора.