Георгий Лесников. Один из первых принявший удар…

Георгий Лесников. Один из первых принявший удар…

В первых числах мая 2017 года на кладбище по улице Звездной в Усть-Лабинске собралось около сотни человек, слышались скорбные речи, батюшка отпевал того, чьи останки лежали в маленьком гробу, затем над свежей могилой прогремел оружейный салют. Это спустя 76 лет после гибели вернулся домой Георгий Лесников. За столько десятилетий в районе почти все изменилось, но ему как был в 41-м, так и остался... 21 год.

В электронном архиве «Мемориал» имеется две записи о времени гибели Георгия Лесникова, призванного Ладожским РВК – апрель 1943 и март 1942 года. Обе они ошибочны. На самом деле Георгий Лесников погиб в первые дни войны. Когда мы изучили его историю и сопоставили некоторые факты, сомнений не осталось.

Георгий Лесников родился в 1920 году в станице Восточной, которая тогда входил в состав Ладожского района. Рос тихим, спокойным, неконфликтным. После окончания школы его направили работать на почту в хутор Безлесный, где к 20 годам он дослужился до начальника. К этому возрасту он уже успел жениться на хуторянке Анне, которая вместе с родителями и братом переехала в Безлесный из Белоруссии. Когда осенью 1940 года Георгию пришла повестка в армию, молодая жена была на третьем месяце беременности. 

Георгия направили служить на Украину, в город Славута, где тогда стояли части 14-й кавалерийской дивизии 5-го кавалерийского корпуса. 

Последнее письмо и фотографию Анна получила от него за несколько дней до начала войны, хотя датировано оно было 21 мая 1941 года. Фотокарточку он отправил своей дочери, как только узнал из письма жены, кто у них родился. Не знал только, как назвали, поэтому в обращении поставил прочерк (см. фото). Анна потом сама вписала имя дочки. Успело дойти письмо, где она сообщила ему, что назвала дочку Ниной или нет, так и осталось неизвестным. Писем от мужа больше не было. 

Обратная сторона фото Лесникова.jpg

Город Славута, где служил Георгий, расположен в Хмельницкой области Украины – недалеко от западной границы, на пути к Киеву. Конечно же части, в которых служил наш герой, одними из первых приняли на себя удар немецкой армии и были уничтожены. Погибли все наши бойцы, в том числе Георгий Лесников. Тогда, в первые дни войны, масштабов предстоящей трагедии еще толком никто не представлял. Но его задачей было любой ценой остановить фашиста, не дать ему прорваться к маленькому кубанскому хуторку, где уже радовалась лету и солнцу его недавно родившаяся малышка. 

Сам город Славута был оккупирован немцами уже 4 июля 1941 года и освобожден только в январе 1944-го. О том, что Георгий погиб именно там в первые дни войны говорит тот факт, что его останки были найдены в окрестностях Славуты. На них, а также еще на множество останков наших бойцов наткнулись в 2017 году украинские поисковики. Их ждала большая удача: у Георгия, а также еще у трех бойцов из Краснодарского края были обнаружены "смертные медальоны". Останки тех, чьи личности были установлены, поисковики привезли в Россию для передачи родственникам. 

Вкладыш медальона Лесникова.jpg

Сама эбонитовая капсула для бумажного вкладыша с данными Георгия, а также деревянный мундштук выглядят как новенькие, если не считать трещины на мундштуке. Их поисковики передали дочери Георгия, той самой Нине. Сейчас ей 79 лет, проживает в Усть-Лабинске, есть дети, внуки. Жена Георгия – Анна Константиновна после войны вновь вышла замуж, но жизнь с новым мужем не сложилась. Умерла она в начале 1960-х годов.

Треснувший мундштук, пролежавший в земле вместе со своим владельцем 76 лет, хранится у Нины Георгиевны вместе со смертным медальоном и той самой единственной фотографией отца, где маминой рукой вписано ее имя.

Мундштук и смертный медальон Лесникова.jpg 

Поисковики рассказывали, что вместе с останками был найден заржавевший оружейный ствол и остатки кожаных элементов обмундирования. Это говорит о том, что наш земляк погиб, сражаясь с оружием в руках.

А мундштук Георгия до сих пор пахнет табаком…