Устьлабинец Виктор Кашинцев: «Я видел поверженный Рейхстаг!»

Устьлабинец Виктор Кашинцев: «Я видел поверженный Рейхстаг!»

Герой нашей сегодняшней публикации – Виктор Васильевич Кашинцев живет в Усть-Лабинске. Это не простой житель: рядом с нами по тем же улицам ходит человек-легенда, прошедший Великую Отечественную войну до самого Берлина и видевший в мае 1945-го поверженный Рейхастаг… Он и сейчас, в свои 96 лет еще довольно крепкий мужчина с четко поставленной речью, хорошим слухом, твёрдой памятью и отличным чувством юмора. 

Крестник аптечного провизора

Виктор Васильевич родился в 1924 голу в далекой Тюмени. В большой дружной семье он был самым младшим – пятым ребенком. «Двое братьев умные, третий – артиллерист!», - шутит сам про себя Виктор Васильевич.
После школы выучился в школе механизаторов на комбайнера и успел немного пожать рожь на комбайном «Коммунар». Правда недолго, до повестки в армию. Мать сшила ему ватник и -вперед, на долгие годы. Кстати, крестным нашего героя стал друг семьи Кашинцевых, тогда еще простой аптечный провизор Вильгельм Краузе, которому в последствии довелось обучать азам разведки самого Николая Кузнецова – прототипа знаменитого Штирлица. 


На фото: Вильгельм Краузе

«Я учил других, куда стрелять…»

Однако, уходя в 1942 году в ряды Красной Армии Виктор Кашинцев об этом знать не мог.  Узнал много десятилетий спустя. Не мог он знать  и о том, что всю войну  пройдет без единой царапины и вместе с двумя братьями – мастером на все руки Григорием и военврачом Михаилом – вернется с войны живым. 


На фото: Виктор Кашинцев, 1943-й.

Из Тюмени он сразу же попал в Одесское артиллерийское училище, которое с началом войны было эвакуировано на Урал. В 43-м после окончания училища теперь уже офицер, младший лейтенант Виктор Кашинцев, получивший специальность военного топографа, был командирован в учебный полк, который готовил маршевые батареи для фронта. Проехать пришлось по всем фронтам вместе со ставшим уже родным 370 артполком 230 стрелковой дивизии. 

- Я не герой, потому что не стрелял и ни одного фашиста не убил. Правда, я учил других, куда стрелять так, чтобы обязательно попасть в цель!», - вспоминает Виктор Васильевич. 

- Виктор Васильевич, вы помните тот момент, когда объявили о нашей победе?

- Конечно, помню! В Берлине тогда был яркий солнечный день. Вдруг со всех сторон началась жуткая пальба в воздух из всех стволов: из пушек, гаубиц и вообще из всех видов орудия. Что случилось? Оказалось – капитуляция! Победа! Стреляли кто из чего мог, кто из автомата, кто из пистолета. Помню, как среди всей этой канонады бегал счастливый командир и ругался, чтобы не тратили боеприпасы. Пришлось стрелять холостыми. Ну и конечно же, по стопке выпивали. Угощали друг друга у кого что было – водка, закуска. Но все в меру, без фанатизма! Настолько все возбужденные были от радости, что даже водка не брала. Считаю, что мне очень повезло - я видел поверженный Рейхстаг.

Потом многие фотографировались возле Рейхстага. Фотографии тогда делали маленькие и та, что сейчас храниться в доме фронтовика – увеличенная копия. 

Из Берлина в Усть-Лабинскую

В Германии Виктору Васильевичу пришлось прослужить до 1948 года, а прямиком оттуда – в артиллерийский полк на Северном Кавказе, базирующийся в… станице Усть-Лабинской. Так кубанская земля стала для молодого артиллериста новым домом. 

В 1949-м на танцах в городском Доме культуры младший лейтенант Кашинцев познакомился со своей будущей супругой Ниной Ивановной. Со свадьбой тянуть не стали и в 1950 году у супругов родилась дочка Людмила.


На фото: с женой Ниной и дочкой Людой

Служба продолжалась. Спустя 10 лет Кашинцева отправили сначала на семь лет опять в Германию, затем на три года – в Западную Украину, а уже оттуда, и тоже на три года – в степную Монголию. Все это время супруга с дочерью были рядом. 


На фото: В. Кашинцев (слева) в Монголии.

- В Германии совершенно случайно встретились с братом Михаилом. Он так и остался в армии военным врачом. Только я на тот момент служил в Магдебурге, а он в Дрездене. – вспоминает Виктор Васильевич.

Вернувшись в Усть-Лабинск и выйдя в отставку, Виктор Васильевич устроился на мясокомбинат, где работал сначала приемщиком, затем специалистом по гражданской обороне, потом, до самой пенсии – начальником отдела кадров. 

- Непростые отношения у меня сложились с тогдашними властями района. Я старался сделать так, чтобы работники комбината росли в профессиональном плане, учились и не останавливались на достигнутом. Партийное же наше руководство района могло только ругать, кричать и требовать. Но у меня хватало духу с ним спорить и добиваться своего, - вспоминает ветеран.

Пережил…

Жизнь Виктора Васильевича сложилась так, что он пережил и любимую жену Нину, и единственную дочку Люсю. Нина Ивановна тяжело и долго болела и в 2004 году наш герой овдовел. Осталась дочка, которая всю свою жизнь посвятила школе. Людмила Викторовна Кашинцева много лет преподавала французский и немецкий языки в Усть-Лабинской школе № 2. Среди её учеников был и Олег Владимирович Дерипаска. 

- Был такой момент, год я уже не помню, когда Олег Владимирович в благодарность всем своим учителям выделил по очень крупной сумме. Он всегда им помогал, чем мог и когда Людочка умерла (это случилось в 2017 году от болезни), тоже очень нам помог с похоронами, - вспоминает ветеран.

Абсолютное неодиночество

Сейчас Виктор Васильевич живёт в своей уютной и ухоженной квартире вместе с дальней родственницей, которая ему во всем помогает. 

В большой комнате на самых видных местах – вся его долгая жизнь черно-белых тонах: вот с аккуратно переснятого старого фото конца 30-х годов в компании братьев и сестер улыбается еще допризывник Кашинцев; здесь он в офицерской шинели гордо смотрит в объектив фронтового фотографа; на другом фото – вместе с красавицей-женой и маленькой Люсей явно в фотоателье; а здесь – в компании монгольских товарищей. И еще вот она, самая главная – поверженный Рейхстаг и компания военных в центре. 


- Меня здесь плохо видно, но вот этот в центре – это я! - с гордостью указывает на снимок ветеран, - Каждое утро, когда просыпаюсь, прихожу в эту комнату, где фотографии и здороваюсь со всеми… 

Здесь же, на виду, всё его награды: медаль «За боевые заслуги», орден Отечественной войны, гвардейский значок, юбилейные наши и зарубежные медали и знаки. 

Виктора Васильевича не забывают: поздравляют с праздниками и администрация, и депутаты, и Фонд «Вольное Дело», и школьники. Как раз накануне в гостях у фронтовика побывали с гостинцами городские депутаты Денис Стрикицын и Роман Кравченко. В свободное от гостей время Виктор Васильевич любит почитать, посмотреть что-нибудь интересное по телевизору. А с утра, по давней традиции, обязательно съесть яблоко. Любит он их очень.

- Я, наверное, совсем вас утомил и заболтал?!, - виновато интересуется ветеран перед нашим уходом. 

Нет, Виктор Васильевич, не заболтали и не утомили. Потому что именно вы, и такие как вы - это и есть наша история. От нее устать невозможно, нужно ловить каждое слово, фиксировать и не забывать…

Фото автора и из архива семьи Кашинцевых.