Каминг-аут по Усть-Лабински. Продолжение

Каминг-аут по Усть-Лабински. Продолжение

На прошлой неделе мы рассказывали о случае с 15-летним учеником одной из школ района, от имени которого неизвестный «доброжелатель» разместил в многотысячной группе соцсети ВКонтакте признание в нетрадиционной сексуальной ориентации. 

После того как к нам обратилась мама подростка и вышла первая часть статьи о случившемся, реакция последовала незамедлительно. Причем как со стороны педагогов, допустивших бездействие, так и со стороны районной администрации и правоохранительных органов.


Внутришкольное фиаско

Сначала про педагогов. Хотя мы и не писали ни данные мальчика, ни номер школы, ни название станицы, педагоги школы, где учится подросток, сразу сообразили, о чем идет речь. И судя, по всему, начали готовиться к глобальному разбирательству. Забегая вперед скажем, что подготовились плохо. 

Вечером после выхода статьи маме мальчика позвонила бывшая директор школы, которая сокрушалась, что «ей ничего не сообщили». В бытность работы данного директора в своей должности, уже как два года шла травля парня. Буллинг, по-новому. Легче всего было округлить глаза со словами «Я ничего не знала!», чем признать, что не хотели замечать проблему. Так какой смысл сообщать?

В телефонном разговоре мама пресекла все попытки оправданий со стороны бывшего руководителя. Тогда ей позвонила уже новый директор школы и пригласила к себе. То есть, очень похоже на то, что намеревались устроить разборки за закрытыми дверями. 

Заместитель главы района по соцвопросам Марина Бондаренко, понимая, что на женщину будут давить со всех сторон во имя спасения репутации школы, не позволила этого сделать и собрала всех у себя в кабинете: обоих директоров школы, маму, с ее разрешения - нас, а также нового начальника управления образования Аллу Баженову. То есть попытка разобраться внутри школы, а может и научить маму «правильно» отвечать на вопросы правоохранителей, потерпела фиаско. 


Педагогические "тонкости"

В кабинете Марины Викторовны всплыли новые факты. Оказывается, когда мама мальчика после выхода фото с псевдо-признанием сына в соцсети, звонила школьному психологу с просьбой объяснить происходящее, спрашивала, кто это написал, то психолог (со слов мамы) ответила, что не имеет права говорить и посоветовала женщине обратиться к… главе поселения. 

Замглавы района, казалось, потеряла дар речи потеряла: «Зачем?!». Ответ: «Посоветоваться». 

Сразу после выхода статьи школьный психолог скоропостижно ушла на больничный. 

В злополучной группе соцсети, где произошло описываемое событие, мама мальчика обнаружила нескольких учителей школы и (внимание!) главу администрации поселения. Никто из них не отреагировал на сообщение анонима! Ну и чем тогда говорить?…

Я все-таки дозвонилась до главы поселения, получила обещание разобраться, но главе, видимо было, не до нас. Вся переписка у меня сохранилась. До выхода статьи со мной никто так и не связался, после чего я пошла в газету, - объяснила  женщина свой визит в редакцию.


«Честь мундира»

Новый директор школы попыталась отстоять «честь мундира», но получилось только хуже:

- Когда наш психолог встретилась с мальчиком, который часто обращался к ней, она спросила, как у него дела, как настроение. Он ей все рассказал. Сказал, что боится расстраивать маму и больную бабушку, и не знает, что ему делать. Психолог провела диагностику: попросила нарисовать рисунок и принести и посоветовала все-таки рассказать все маме. На следующий день он пришел, сказал, что поговорил с мамой и мама ему сказала, что все хорошо, не надо переживать… Он принес рисунок, который ему сказала нарисовать психолог, они его обсудили, потом он ушел на уроки. 

Не нужно быть академиком, чтобы увидеть всю абсурдность ситуации: парень на грани суицида, а ему задают нарисовать рисунок! Не поставив в известность ни классного руководителя, ни директора школы, ни поговорив с мамой подростка, психолог умыла руки. После этого слово психолог хочется взять в кавычки.

Директор убеждала, что у мальчика «никогда не было ни психологических проблем, ни проблем в коллективе, он не входит в группу риска, ходил по школе и всегда улыбался». И это после того, как с ним два года никто не общался, после того как один из ребят обозвал его «голубым» и многие до сих пор пальцем показывают и обзывают?!

На Марину Бондаренко увещевания не подействовали, она была крайне возмущена:

- Чем регламентирован совет – отправить ребенка поговорить с мамой? Какой инструкцией?! Она обязана была поставить в известность вас, как директора, классного руководителя, срочно связаться с законным представителем несовершеннолетнего, вплоть до выезда на дом! Вы же нарушили все регламенты! О каком тестировании может идти речь?! О каком рисунке?! У вас же есть инструкция! Нужно было незамедлительно принимать меры, потому что дети, которые у нас в районе добровольно ушли из жизни, тоже были в привязке к подобным ситуациям. Но мы их потеряли!

Бывшая директор школы кинулась оправдывать психолога, строя предположения вроде «она, наверно, думала», «возможно, ей показалось» и тд. Даже от отчаянья выпалила: «Мама мальчика ходила и просила, чтобы информация никуда не выходила».

При этих словах маме стало плохо, пришлось отпаивать водой: «Я наоборот сказала психологу, что пойду и напишу заявление! Она как раз тогда и отправила меня к главе поселения».

Задаем вопрос: «Ситуация, со слов мамы, продолжается два года. Почему вы молчали тогда?».

Ответ бывшего директора: «Никаких "два года" не было, все было нормально! То, что мальчика кто-то гнобил, для меня вообще новость». 

Следом она, как по памяти зачитала отчет о проделанной работе: проводили социометрию, классные часы, выявляли группы риска, суицидальные наклонности, беседовали и т.д. 

- Да вы оказывается вообще понятия не имеете, что у вас в школе делается! – не выдержала мама. – Когда в понедельник в школу приехали из ПДН, мимо проходил парень и обращаясь к сыну крикнул: «Привет, п…ор!».
- Это где? - спросила директор.
- Это в вашей школе! - ответила мама.


Жесткие меры и вопросы «по-другому»

Точку в споре поставила Марина Викторовна. Она предложила собравшимся разделить ситуацию на до и после случившегося. С прошлым можно разобраться позже, но решать сегодняшнюю проблему нужно безотлагательно.

Замглавы дала поручение Алле Баженовой подготовить приказ о назначении служебного расследования. При этом возложить полную ответственность и применить все штрафные санкции к должностным лицам, которые не выполнили инструкции. Кроме того, Марина Викторовна дала команду срочно привлечь к работе с учениками школы кризисную бригаду психологов.

- Я считаю, что это не просто халатное отношение к своей работе, это непрофессиональное поведение, - подвела итог встречи замглавы. - Получается, что у нас психолог осведомлен об очень серьезной проблеме, но никого не ставит об этом в известность. Хорошо, что ничего не случилось с ребенком! А если бы случилось?! Сейчас будем все выяснять. Параллельно с нами будут работать службы более серьезные. Это и полиция, и следственный комитет. Они немного по-другому спрашивают! Но к своему расследованию мы приложим объяснительные, в которых педагоги напишут, когда и как они узнали о случившемся. Люди должны ответить за свои поступки! Также нам нужно подумать о том, как помочь мальчику уже сейчас.

Принятый на встрече метод выхода из ситуации мы не будем озвучивать в интересах несовершеннолетнего. 

Что касается установления личности человека, выложившего оскорбительную публикацию в соцсеть и администратора группы, то этим занимаются правоохранительные органы, возможно, с привлечением спецслужб. Следственный комитет также начал проверку. 

Мы продолжаем следить за ситуацией.