Устьлабинцы по просьбе белорусских поисковиков нашли родных погибшего бойца

Устьлабинцы по просьбе белорусских поисковиков нашли родных погибшего бойца

Темы для наших публикаций по истории Усть-Лабинского района, да и всей Кубани, появляются, порой, совершенно случайно: когда в руки попадают документы, касающиеся жизней и судеб людей, когда-то живших на этой земле и павших за нее. И когда прошлое тесно сплетается с настоящим, понимаешь – эти люди остались жить в памяти потомков не только на своей родине, но и вдали от нее. 

Сегодня, благодаря нашим районным патриотам – руководителям Ассоциации ветеранов боевых действий Павлу Гордееву и Игорю Ельцову – мы узнали историю еще одного героя кубанской земли, павшего на поле битвы Великой Отечественной войны. В этой истории прочно связаны прошлое и настоящее.


Письма с фронта

Началась эта история в первые дни войны, когда из станицы Гостагаевской, что недалеко от Анапы, двое малышей – Володя и Лида, вместе с мамой Ксенией проводили на фронт отца и мужа Ивана Прокофьевича Гузько, а продолжилась… неделю назад. 


Младший сержант Гузько попал наводчиком в стрелковый полк и почти четыре военных года исправно писал домой письма, где в обязательном порядке передавал поклоны любимой жене, которую почему-то называл Саней, детям и всем оставшимся родственникам. И регулярно присылал деньги. Родственников и знакомых Иван любил перечислять поименно. О войне и боях практически не писал, хотя всегда попадал в самое пекло – Сталинградская, Орловская, Брянская наступательные операции и многие другие переломные битвы Великой Отечественной. Был у него и лучший фронтовой друг – гвардии сержант Лаврик. К сожалению, имя друга так и осталось неизвестным. 


В своем письме в канун нового 1944 года, Иван Гузько писал: «Это письмо опущено 28.XII.43 г с фронта. Здравствуй моя дорогая жена Саня и дети Володя и Лида! Шлю вам чистосердечный привет… Я, Саня, жив и здоров. У нас зима, но еще тепло. Лес такой, что иди и края не видно. Но до границы недалеко, 70 километров… Привет всем. Целую всех, Саня, несколько раз…».

Свое последнее письмо Ксении и детям Иван написал через 5 дней - 1 января 1944 года. Он поздравил родных с Новым годом: «Я сегодня дождался Нового года и от вас письма, за которое очень благодарю тебя, Саня и тебя, сестра Оля… Пишите письма почаще. Я жив и здоров… Целую вас всех…»



«Мой дорогой товарищ…»

Как потом поняли, это письмо Иван написал перед смертью. Он погиб через 10 дней, 12 января. А 8 февраля в семью Гузько пришло письмо от его друга Лаврика: «Дорогие детки Володя и Лида. Вашу фотографию возвращаю вам. Ваш родной папа пал смертью храбрых в освобождении города Калинковичи в Белоруссии. Мой дорогой товарищ… Есть и у меня такие детки – Володя и Зина. Посмотрел на вас на фотографии и горестно в груди… Отправляю вам. Нам много пришлось с вашим отцом воевать. Был я все время под Сталинградом и под Орлом в боях. Он подробно знакомил меня со всей происходящей его жизнью дома. Хороший был воин, бесстрашный защитник священной Родины. Громил без промаху немецкие блиндажи, танки и автомашины. Вечная память о нем будет в наших сердцах. С дружеским приветом гвардии сержант Лаврик».


Похоронен Иван Гузько в братской могиле в поселке Наховский Калинковического района Белоруссии. Жена Ксения и дочь Лидия бывали на могиле мужа и отца еще в 1970-х. Это тот самый район, где в воздушном бою с немецкими асами погиб наш истребитель под пилотированием устьлабинца Павла Ярошенко. Его останки были переданы белорусскими поисковиками нашим властям и торжественно захоронены на кладбище в Усть-Лабинске. Транспортировку останков летчика на родину осуществляли все те же ветераны боевых действий Павел Гордеев и Игорь Ельцов.


Ельцов и Гордеев


Баннер у метро 

Не так давно в Краснодаре вышел четырехтомник «Письма с фронта», куда, как можно догадаться, вошли фронтовые письма наших солдат. Туда же вошли и письма Ивана Гузько, переданные родственниками автору. На основе книги в Москве столичные общественники к Дню Победы вывесили баннеры с текстами из этих писем. На одном из баннеров есть слова из письма гвардии сержанта Лаврика: «Дорогие детки, Володя и Лида… Ваш родной папа пал смертью храбрых при освобождении города Калинковичи в Белоруссии». Баннер установили возле метро «Кропоткинское», а на фото по задумке организаторов, закрасили лица – они могут быть разные. Баннер заметил кто-то из тех самых белорусских поисковиков. Они захотели узнать больше информации и выяснив, что Иван Гузько был родом из-под Анапы, стали слать запросы в различные структуры: хотели найти родственников человека, отдавшего жизнь за их родину. Безрезультатно. Тогда-то они и обратились к уже знакомым им устьлабинцам – Гордееву и Ельцову – с просьбой помочь найти родных бойца.



Два часа на поиски…

Это было в конце прошлой недели. В день обращения ребята выехали в Анапу, где подключили к поиску своих коллег – ветеранов боевых действий. На поиски родственников – жены внука и правнучки у наших земляков ушло… два часа. Их уже связали с белорусской стороной и правнучка дала на своего погибшего прадеда исчерпывающий материал. 

Вот такая история… Кстати, белорусские поисковики, как и обещали, установили памятник на месте гибели Павла Ярошенко, где он, буквально сросшись со своей боевой машиной, пролежал в земле более 75 лет. 


PS: Стилистика фронтовых писем сохранена.