Изобретательские задачи Усть-Лабинского инженера Панчихина

Изобретательские задачи Усть-Лабинского инженера Панчихина

Сегодняшний герой нашей постоянной рубрики «Человек Дела» - начальника отдела ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) компании «Прогресс Агро» Евгений Панчихин. Этот человек, сам будучи инженером с большой буквы, способен не только найти неполадки в образцах ведущих мировых производителей сельхозоборудования и изобрести новое, но и научить этому молодое поколение будущих инженеров. 

Справка. ПАНЧИХИН Евгений Викторович, 37 лет. Родился в Усть-Лабинске. В 2005 голу окончил Кубанский аграрный университет, факультет механизации по специальности инженер-механик. С 2006 года работает в крупном агрохолдинге района. Начинал в сервисном центре «Дружба» под руководством Виктора Тихоновича Губаря инженером по эксплуатации импортной техники, затем стал главным механиком, позднее – начальником сервисного центра «Колос», где проработал до 2018 года. С 2018 года работает в отделе ТРИЗ, в настоящее время возглавил данный отдел.

- В самом начале пандемии мы писали, что именно вы с коллегами изобретали тот самый санитайзер - дезинфицирующий и термометрический прибор для часто посещаемых организаций Усть-Лабинского района. Как вам пришла в голову эта идея?

- Мы выполняли поставленную перед нами – отделом ТРИЗ - задачу. Для ее решения мы привлекли ребят, обучающихся в «ТехноСпейсе», совместно с которыми изготовили в общей сложности 84 прибора.

- Тогда их установили на Почтамте, в Соцзащите, в Центре занятости, на проходной ОМВД. Они до сих пор работают?

- Информации от всех пользователей нет. Но недавно к нам обратились из Соцзащиты за помощью, у них возник сбой в работе аппарата. Мы предложили вечером приехать забрать и в течение следующего дня решить проблему. Не отдали! Говорят: «Вы что?! Ни в коем случае! Мы у посетителей измеряем температуру и уже несколько человек отсеяли. Он нам очень нужен, поэтому лучше вы приезжайте и отремонтируйте прямо здесь». Пришлось так и сделать. Очень радует, что наше детище приносит людям пользу.

- Чем, кроме санитайзера, еще можете похвастаться?

- Мы, конечно, не бюро изобретения полезных вещей. В основном занимаемся устранением производственных потерь и решением задач по улучшению показателей работы оборудования. Работаем в основном с техническими системами.

- То есть если в оборудование происходит поломка, вы пытаетесь ее устранить?

- Не то чтобы поломка… Например, на Сахарном заводе имеется оборудование - пресс-фильтры - они относительно новые и вроде как хорошо функционируют, но что-то не так: не устраивает работа системы очистки каналов. Просят посмотреть. Мы посмотрели и нашли недочеты, допущенные заводом-изготовителем в Германии. Немцы долго рассматривали нашу претензию, в итоге признали ошибку, исправили ее и сейчас оборудование работает лучше. 

- Давайте вернемся к «ТехноСпейсу». Вы уже много лет работаете совместно с Фондом «Вольное Дело». Это общественная нагрузка?

- Да, потому что я работаю с Фондом вне своей основной деятельности. В 2014 году позвонили из Фонда, рассказали, что у них есть кружок робототехники и пригласили меня, как молодого на тот момент специалиста, на экскурсию. Мне предложили помогать ребятам, осваивать и развивать технические навыки. Съездил, познакомился и… согласился. С тех пор «Прогресс Агро» оказывает с одной стороны материальную поддержку программе «Робототехника» в приобретении различного оборудования (например, в этом году мы приобрели для «ТехноСпейса» два 3D-принтера, помогаем образовательному центру «Созвездие»), с другой – мы учим инженерному делу наших ребят, которые участвуют и побеждают на фестивалях и в конкурсах регионального и федерального уровней.

- Вы сам еще достаточно молодой и, наверное, с подрастающим поколением вам работается легко? 

- Вполне комфортно. Первыми в программе участвовали ребята из старших классов. Решено было организовать для них экскурсии по предприятиям «Прогресс Агро», чтобы ребята ближе познакомились с производством. В рамках программы по робототехнике «Инженерные кадры инновационной России» возили их в сервисные центры, на элеватор, на сахарный завод. По сути, это были уже и не экскурсии: кураторы и преподаватели робототехники называли их экспедициями. Устраивали квест: ребятам готовили задания, они выезжали на место, например, ознакомиться с работой системы орошения полей в хуторе Заречном. Они должны были в соответствии с заданием узнать, как это все работает, и на следующий день дать ответы. Также организовывали на базе «Тополька» лекции для ребят по инженерному направлению.


- Наверное, и в классах «ТехноСпейса» занимаетесь с ребятами?

- Педагогом я не являюсь, но помогаю ребятам готовиться к ежегодному фестивалю робототехники «Робофест». Там есть несколько различных направлений. Сначала работы выполнялись на основе наборов «Лего» и я был привлечен как судья в направлении «Хелло, робот!». С годами программа развивалась и появился конкурс «Инженерный проект». Это была задумка шагнуть дальше - от обучения к производству. То есть детей уже не просто учили, но и знакомили с производством. Так как я уже взаимодействовал с программой робототехники, меня назначили куратором направления «Инженерный проект АПК». Я готовлю задания и вопросы для ребят, затем по итогам выполнения заданий я выбираю несколько лучших команд, которые потом со всей России едут в Москву. Наши ребята находятся в более выгодном положении, у них есть возможность все увидеть и пощупать в реальности: в полях, на предприятиях. Это приближает их к победе.

- Евгений Викторович, одно дело заниматься техническими вопросами по работе, другое – учить этому детей и подростков. То, чем вы занимаетесь с детьми, лично вам интересно?

- Конечно! Было бы не по душе, я бы не занимался. С детьми интересно, у них всегда новые необычные идеи, они не обременены психологической инерцией и опытом, открыты восприятию нового. Кроме того, иногда подают жизнеспособные идеи.

- Вы занимаетесь с детьми с 2014 года. Ваши первые подопечные уже выросли, закончили школу, поступили в институт. Кто-то из них связал свою жизнь с профессией инженера?

- К сожалению, пока на рабочих местах я никого еще не увидел, но есть пример - наш воспитанник Олег Ковалев. Он занимался в «Созвездии» по программе «Робототехника», был участником и победителем многих соревнований, в том числе федерального уровня. Он сам обратился ко мне и попросил помощи с поступлением в университет: «Хочу быть инженером!». Мы с радостью оказали ему содействие в выборе ВУЗа и получении направления от предприятия - Сахарного завода «Свобода». Сейчас он студент 2 курса. По окончании учебы мы ждем его на производстве. 

- Вот он – яркий пример работы наставников «ТехноСпейса»!

- Да, но есть и другие ребята, которые пошли на технические специальности, их большинство среди выпускников программы, но они в институтах и остались: кто-то при кафедре, кто-то еще где. 

- Сейчас ваши ребята из «ТехноСпейса» стараются что-то придумать?

- Да, мы продолжаем ставить им производственные задачки. Тот же Олег Ковалев в этом году участвовал в «Робофесте», где занял 2 место. Тема у него была «Хранение сахарной свеклы». Он со своей командой придумал интересное решение, уже готовы модель и чертежи. Идея авторская, собираются патентовать. Очень приятно наблюдать, как ребята развиваются в том направлении, в котором ты им помогал…. Также есть младшая группа. Например, Роман Алтухов занимается в «ТехноСпейсе» с наставником Василием Васильевичем Внуковым. Они взяли задачу «Параллельное вождение автомобиля с комбайном» и уже напечатали на 3D-принтере модели техники. И комбайн с автомобилем едут, работают! Это здорово! Парнишке всего 13 лет. Также мы сотрудничаем с Центром детского творчества «Созвездие», там свой кружок робототехники, где тоже подобралась интересная команда. Например, Егор Приступа, очень сообразительный парень, быстро все схватывает. Он вместе со своей командой, состоящей из Анатолия Пронина и Александра Данеляна взял задачку из «Инженерного проекта» и тоже про Сахарный завод: «Автоматизация тракта подачи». Созданная ребятами модель представляет собой большой желоб, по которому движется смесь воды и свеклы в завод, а установленный шибер обеспечивает равномерную подачу. Тоже молодцы!

- Мы все разговариваем про чужих детей. А как ваши дети относятся к тому, чему вы учите других ребят?

- У меня двое сыновей 5 и 9 лет. Старший с удовольствием ходит в «ТехноСпейс» и уже делает маленьких роботов. 

- То есть инженерное будущее для него определено?

- Я не могу навязывать ему свое желание, но могу сказать, что пока ему это интересно, а дальше время покажет... Чем хороша эта площадка – «ТехноСпейс» - так это тем, что можно в раннем возрасте попробовать , пообщаться с теми, кто увлечен, а потом увлечься самому или, наоборот, понять, что тебе это не подходит и переключиться на что-то другое, например, на футбол. Хорошо, что у нас в городе есть и спортивные, и инженерные, и многие другие площадки, чтобы ребенок еще в школьные годы мог приобщиться к различным профессиям и по окончании твердо знать, кем хочет стать. И мы им помогаем сделать осознанный выбор будущей специальности.

- Спасибо за беседу!

Фото автора и из архива "ТехнСпейс".