Счастливая звезда Татьяны Сиротиной

Счастливая звезда Татьяны Сиротиной

Наша сегодняшняя героиня – Татьяна Тихоновна Сиротина – уникальный человек. В свои без малого 90 лет, она, находясь в здравом уме, излучает такой мощный заряд позитива и энергии, что это, наверное, чувствуют все, кто с ней когда-либо общался. Учительница русского языка и литературы сумела сохранить в себе природную интеллигентность, мощнейший интеллект, четко поставленный голос, прекрасную память и добрый, пронзительный взгляд без тени лукавства. Она уникальна еще и тем, что может многое рассказать о прошлом нашего города, ведь жизнь Усть-Лабинска - это и ее жизнь тоже…


Еще до войны…  

Татьяна Тихоновна тогда еще Сохина, родилась в 1930 году в Луганске. Когда на Украине начался голодомор, родители, по приглашению друзей переехали в чеченский город Ведено. В 1938-м, когда в воздухе запахло Второй Мировой, опять же по совету друзей семьи переехали в станицу Усть-Лабинскую. Тогда восьмилетняя Татьяна еще не подозревала, что этот город станет для нее второй родиной. 

В Усть-Лабинске Сохины поселились в маленькой хатке на улице Демьяна Бедного, что ближе к улице Свердлова. Жили вчетвером – мама, отец, Татьяна и ее младший брат. Весной 1941 отца – Тихона Михайловича – призвали на военные сборы. А вскоре началась война...


"Выживали как могли…"

- Я хорошо помню утро 22 июня, - рассказывает Татьяна Тихоновна.- Дома висело радио, мама его слушала. Она была встревожена, сказала, что началась война и что отца мы больше не увидим. Ее слова оказались пророческими, с войны он не вернулся. Помню, какая атмосфера тогда царила в Усть-Лабинской: люди растеряны, не отходят от радио, мужчины собираются на фронт… 

Мне приходилось помогать маме, пока она работала в колхозе – ходить в лес за дровами в восточную часть города, туда, где сейчас начало улицы Вольной. Ломала ветки, палки, нужно было все это связать веревкой, поднять на плечи, вытащить на гору и еще пять километров нести до дома. На улицах были колодцы, они и сейчас остались, только замурованные. Вода в них почему-то была соленая, ее не пили. Приходилось ведрами на коромысле нести с Кубани, также в гору. Выживали, как могли. На полях собирали колосья пшеницы и ячменя, чтобы ни одно зернышко не пропало. Несмотря на то, что была война, мы еще и учились в школе. 

- Если все было для фронта и колхоза, что обычно ставили на стол в вашем доме?

- После окончания сборов зерна нам давали чистой пшеницы, которую мы мололи на домашних мельницах (у кого они были), пекли оладьи и радовались своему хлебушку. Осенью, в плохую погоду ломали кукурузу, грузили на подводы, потом на току очищали початки и уже готовую отправляли на элеватор. А потом пришли немцы…

- Вы помните этот момент?

- Помню, как отступали наши. Они шли по улицам города, в частности, по нынешней улице Мира, тогда она называлась Широкой и была вымощена булыжниками. Уходили вниз, в сторону Заречного и взорвали за собой мост. На улице Островского, где сейчас 35-я школа, были колхозные ясли - многие коммунисты, райкомовские работники, обычные жители там прятались, но их находили и там же расстреливали. Многие станичники стали полицаями. 


«Сестру Муси Пинкензона полицай забрал с урока…»

Среди устьлабинцев почти не осталось тех, кто бы помнил семью маленького скрипача Абрама (Муси) Пинкензона, имя которого прогремело на весь мир. Оказалось, Татьяна Тихоновна  прекрасно помнит.

- Немцы требовали, чтобы работали школы. Однажды во время урока в класс зашел полицай и вывел одну мою одноклассницу - черноволосую девочку, - вспоминает Татьяна Сиротина. - Она спокойно встала и пошла за ним. Учительница была очень расстроена, кое-как, со слезами на глазах, довела урок… Эта девочка была сестрой Муси Пинкензона. 

Как я позже поняла, учительница знала, что девочка-еврейка больше не вернется. Нас тогда отпустили с уроков, мы выбежали и смотрели, как толпу пленных красноармейцев и мирных жителей, в том числе детей, немцы и полицаи гнали вверх по улице Демьяна Бедного. Их было более 200 человек. Позже старшие рассказывали, что произошло на крепости и как Муся играл на скрипке «Интернационал». Кто-то из подсматривающих видел, как он попросил одного из полицаев: «Можно, я в последний раз сыграю?». Тот не знал, что именно он собирается играть и разрешил… У меня до сих пор перед глазами эта картина, как они шли тогда в свой последний путь, растянувшись на всю ширину дороги. А новость про героическую игру Муси тогда быстро разнеслась по станице.

- Самого Мусю вы помните?

- Да, хорошо помню, хотя мы не дружили. Он - мой ровесник, но почему-то учился на год старше, а со мной училась его сестра. Я его запомнила, как худенького высокого черноволосого мальчика, очень скромного и интеллигентного. Он всегда ходил со скрипкой в футляре: и в школе играл, и в госпитале. Мы до этого никогда игру на скрипке не слышали, поэтому запомнили. 


Этот День Победы…

В феврале 1943-го станицу освободили. Началась новая, но пока еще не мирная жизнь. Однажды немецкая авиация разбомбила железнодорожный состав, груженый снарядами на нашей станции, а вместе с ним и вокзал. 

- Осколки долетали не то, что до парка - до самого хутора Заречного! Погибших много было. – вспоминает Татьяна Сиротина. - Приходу наших очень радовались! Мы с братом как-то играли во дворе, зашел красноармеец и спросил, кто в доме живет. Мы ответили. Он достал из сумки сахар – кусочки рафината, угостил нас. А мы очень давно сахара не ели, только свеклу вареную, и были в восторге. Во время оккупации ели в основном вареную фасоль и картошку, так как у нас был маленький огородик, кукуруза припасенная оставалась. Из кукурузы кашу варили и лепешки пекли. Картошки было мало, поэтому берегли. А тут сахар! 

День Победы, как и день начала войны, Татьяна Тихоновна помнит хорошо. И хотя все уже знали, что наши войска ведут бои за Берлин, счастью устьлабинцев не было предела.

- Все выбежали на улицу, кричали, смеялись и плакали, поздравляли друг друга, - улыбается она. - Я в это время была в школе. Когда нам сообщили о Победе, такое началось… Кричали «Ура!» вместе с учителями, потом собрались и все вместе пошли на стадион. Проходя мимо райкома партии, увидели, как народ устроил настоящий праздник: везде пели и плясали, играла музыка. Это нужно было видеть!


Как падают звезды…

Послевоенная жизнь семьи Сохиных была, как и у всех в то время, нелегкой. Мама продолжала работать, дети доучивались в школе. Жили бедно, хорошо, что еще помогал брат отца, служивший в Венгрии. Закончив школу, Татьяна  поступила в педучилище. Во время учебы на 2-м курсе, познакомилась с молодым красивым военным – Иваном Сиротиным. Провожая Татьяну в первый раз домой, Иван вдруг сказал: «Если сейчас с неба упадет звезда, то мы будем вместе всю жизнь!». Тогда Татьяна Тихоновна впервые в жизни увидела, как падают звезды. 


Татьяна и Иван в день регистрации брака


В день Золотой свадьбы

Все у Сиротиных в жизни сложилось так, как и должно быть у счастливых семей. Татьяна родила своему Ванечке двух дочек – Люду и Ирину, закончила пединститут, работала в нескольких школах, а когда в 1966 году построили и открыли СОШ № 5, перешла в новую школу, где преподавала до самой пенсии. Педагогическая жизнь тоже была богатой на события. Одну только поездку в Москву, в качестве делегата съезда учителей Татьяна Тихоновна, ныне имеющая звание «Заслуженный работник образования Российской Федерации», вспоминает как подарок судьбы. Ученики, которые сами уже пенсионеры, не забывают ее, поздравляют с праздниками. 


С первыми учениками


В городском парке у фонтана. С коллегами-вожатыми.


С учениками СОШ № 5, 1979 год.

С Иваном они действительно прожили всю жизнь. В 2003 году сыграли золотую свадьбу, но спустя два года Ивана Алексеевича не стало – сердце не выдержало пятого инфаркта. Всю жизнь он проработал на заводе ЭМЭКа, оттуда же вышел на пенсию. Жить бы еще, да внукам радоваться…

Когда дочери только родились, Иван Алексеевич построил дом, тоже на улице  Демьяна Бедного. В нем по сей день и живет Татьяна Тихоновна: читает книги, занимается огородом, готовит вкусняшки для родных. 

Переезжать к дочерям не хочет: здесь все сделано руками ее Ванечки, все напоминает о нем, об их счастливой жизни. Здесь, среди дорогих сердцу фотографий, белоснежных занавесок и герани на окнах, всегда чисто, тепло и уютно. 


Не так давно Татьяна Тихоновна праздновала  День учителя, а совсем скоро, 24 ноября, отметит свой 90-й День рождения. Родные поздравляют свою любимую мамочку, бабушку и прабабушку и желают ей долгих лет жизни, всегда оставаться такой же красивой, доброй, здоровой и жизнерадостной. Присоединяемся!

Фото автора и из архива семьи Сиротиных