Дорогому сердцу Аргатову посвящается…

Дорогому сердцу Аргатову посвящается…

«Ах, хуторок мой, хуторок! Есть в моем сердце уголок, в котором ты живешь всегда – хоть радость в жизни, хоть беда…!»
(народная припевка)

Прожаренный щедрым кубанским солнышком, овеянный всеми ветрами, утопает в садах среди широко раскинутых полей мой хуторок в две улицы – Северная и Южная. Уже никто из хуторян и не вспомнит, кто им дал эти названия (скорее всего , по географическим координатам), но в этом противопоставлении удивительным образом отражается вся судьба моего хуторка, его история, как-бы разрубленная казачьей шашкой пополам…

Основанный в 1868 году казаком Аргатовым, давшем хутору свое имя, в 1954 году, в соответствии с новейшей историей, был переименован в Октябрьский. Уже в наши дни хуторяне вернули его исконное имя – Аргатов.

Многое повидал хутор за свою более чем за вековую историю. Были здесь свои и «Поднятая целина», и « Тихий Дон», и грозовые тучи всех войн 20 века, и ясное солнышко оттепелей. Его хотели даже стереть с лица земли, распахать во времена укрупнения хозяйств – 1950-60-е годы. Помог случай : рядовые колхозники-хуторяне, представлявшие свои с\х достижения на ВДНХ в Москве, в тайне от руководства колхоза передали письмо в ЦК с просьбой сохранить их родовое гнездо.

За давностью лет письмо не сохранилось, но можно только догадываться, сколько любви к родному хутору и искренней мольбы было в нем, что даже высокое начальство не смогло отказать, и хутор продолжает жить! Идейным вдохновителем и автором письма была Мария Антоновна Овсянникова – совсем молоденькой девчонкой всю войну она работала в колхозе на тракторе, затем, после войны, с присущими ей энтузиазмом и энергией, доказала на заседании правления колхоза необходимость строительства в хуторе детского сада. Она взяла на себя контроль за ходом строительства, а затем двадцать пять лет была его бессменной заведующей! Историю не перепишешь - она в судьбах моих хуторян…

У каждого поколения свое лицо. Перебираю старые черно-белые, пожелтевшие от времени фотографии - это своеобразная машина времени, которая переносит меня воспоминаниями в далекие 50-е годы теперь уже прошлого столетия.

Родные, добрые, открытые лица простых сельских жителей…
Фотография, от которой невозможно оторвать взгляд, словно полотно великого художника: пожилая крестьянка в простеньком платочке, темной кофточке и стоптанных чувяках сидит, прислонившись спиной к стволу большого дерева, натруженные руки сложены на коленях. Взгляд светлый, добрый, проницательный. Над ее головой крона дерева. Фотограф схватил очень точный ракурс – «Основательница рода у Древа жизни».


Это баба Груня,- Агриппина Петровна ( Сатаненко) Лисянская.

Пересказывать ее судьбу – это значит пересказать историю России конца 19 - первой половины 20 веков. Родилась в Воронежской области, село Ромахово, в большой крестьянской семье в 1896 г. В 1917 вышла замуж за Романа Дерипаска из соседнего села, родила сына Тимофея.

Однажды зимой муж попал в лютую метель, замерз и умер. По соседству с ней жила семья Лисянских – отец, мать, четыре сына и три дочери. За одного из сыновей - Павла Григорьевича Лисянского - молодая вдова с пятилетним Тимофеем вышла замуж, и в 1923 году родила еще одного сына - Александра Павловича Лисянского.

Всей большой дружной семьей много работали, была своя мельница. По этой же причине попали под раскулачивание. Ссылка в Архангельск, затем Енакиево. Жили трудно – мужчины работали на лесозаготовках, женщины на поденной работе, где придется. В ссылке родился еще один сынок - Юрий, но он не прожил и полгода, простудился и умер. Баба Груня вспоминала: похоронить по православному обычаю не было возможности, - гробик просто опустили в воду, так как все деревянные строения стояли на воде, и люди передвигались по деревянным мосткам.

В ноябре 1935 года родилась дочь - Антонина Павловна Лисянская, а весной 1936 семья наконец перебралась в хутор Аргатов. В этом же году баба Груня овдовела - умер ее второй муж- Павел Григорьевич . Первое время жили на квартире у хуторян Сиротенко. Скопив немного денег, купили свою хату.

Старший сын бабы Груни - Тимофей - устроился работать в МТС и женился на Марии Антоновне Овсянниковой, той самой, что спасла хутор от забвения! У них родился сын Владимир Тимофеевич Дерипаска. Весной 1939 года Тимофея призвали на службу в Армию. После окончания срока службы вернуться домой ему так и не довелось – началась Великая Отечественная война. Известно, что на фронте он был дважды тяжело ранен, и оба раза покидал госпитали не долечившись, чтобы не отстать от своей части.

В 1943 году был призван на фронт другой сын бабы Груни – Александр, и сразу же, в соседнем хуторе Железном он был убит вместе с семью хуторскими новобранцами отступающими фашистами. Их замерзшие тела по лютому морозу привез в Аргатов хуторянин по фамилии Ермаков. То, что довелось пережить убитой горем матери, не поддается описанию! Когда готовила сына к погребению, баба Груня сама горячей водой оттаивала закоченевшее тело – сапоги были полны крови и кровью пропитана вся одежда. Погибших ребят похоронили в братской могиле, неподалеку от хуторского кладбища. Так случилось, что и родила, и похоронила она сыночка в один и тот же день -13 февраля, с разницей в 18 лет. Это о таких, как она поэт Н. Некрасов писал: «Доля ты, русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать!»

Какая же сила и величие русской души, помноженные на многотерпение, доброту и любовь к людям уместились в этой маленькой, сухонькой женщине - матери и труженице! Не ожесточиться, не очерстветь, не замкнуться в своем горе, а всю оставшуюся жизнь прожить так, чтобы все хуторяне отзывались о ней, как о необыкновенно открытом, гостеприимном, отзывчивом, добросердечном человеке! К ней обращались за помощью, советом. Не переставая трудиться в колхозе, она успевала обшивать всех хуторян на своей простенькой швейной машинке, была для всех источником радости.

А вот другое фото: хуторская хата, кубанский пятистенок, крытый камышом. Во дворе баба Груня, с доброй улыбкой смотрит в объектив фотоаппарата, рядом по снежку выгуливается ее поросенок и поеживаются от морозца выбежавшие налегке из хаты молодые люди. Это супружеская пара – молодые педагоги хуторской школы, Орловы Петр Петрович и Екатерина Ивановна – он - учитель физики и математики, она – русского языка и литературы.

Баба Груня поселила в своей хатке молодых специалистов, приехавших учить ребят на хутор. И ведь не в хоромах жила, а приветила молодую пару, нашла уголок. В добром сердце, как известно, места хватит всем. Ее любовь и забота сделали свое доброе дело - эти учителя навсегда остались в хуторе, и их дети живут в нем до сих пор.

Учителя в те годы были в большом уважении у сельских жителей. Они не только давали уроки в школе, но и вместе с учениками помогали колхозу в поле, саду, на ферме, вели большую просветительскую работу среди хуторян – выступали с лекциями в клубах, на производственных участках - это был костяк сельской интеллигенции.

Тяга к знаниям – отличительная черта того времени. Малограмотная баба Груня хорошо это понимала – будущее за образованными людьми, и не сомневалась в правильности выбора профессии учителя не только своей дочерью Антониной, но и ее подругами. Небывалый случай в истории хутора – сразу пять выпускниц Аргатовской хуторской школы в один 1951 год поступают в Усть-Лабинское педагогическое училище. Лисянская Антонина, Кравченко Таисия, Кравченко Валентина, Шапошникова Пелагея, Олейникова Валентина, а ее сестра – Олейникова Антонина поступает в Краснодарский Педагогический институт.


Нужно отметить, что престиж профессии учителя был очень высок, и в педагогические институты и училища были стабильно большие конкурсы и жесткий отбор. Усть-Лабинское педучилище славилось на всю страну отличным качеством подготовки специалистов, так как оно было базовым училищем Министерства Образовани,- и в училище апробировались новые учебники и методики, но выпускники маленькой хуторской школы показали достойный уровень знаний при поступлении и в дальнейшей учебе. Эту победу праздновали всем хутором. Гордились своими юными землячками!


На пожелтевшей фотографии молоденькие девчонки в скромных послевоенных одежках, в косичках еще школьные бантики. Подпись : «Первый курс. В студенческом общежитии 1952 год».

Были и трудности – из хутора в Усть-Лабинск ходить приходилось пешком – транспортного сообщения тогда еще не было. С большим нетерпением ожидали оказию из хутора – кошелки с едой, но учились старательно и с удовольствием. Студенческая жизнь захватывала и не давала скучать – любимые учителя, интересные знания, новые друзья.


Фотографии в Усть-Лабинском парке, рядом с педучилищем на лавочке с преподавателями и подружками – счастливые лица уже почти городских девушек. И вот – заветный диплом! Прощальное фото на ступеньках училища. Впереди – новая, самостоятельная жизнь! Неразлучные подружки распределение получили в Дагестан, аул Косумкент.


Учить детей нужно было не только чтению и письму, но и русскому языку. Это было не просто, но наши хуторянки справлялись и с это задачей - они не только учили детей, но и подружились со своими коллегами-дагестанцами. Вот они все вместе на одном фото –Тоня, Валя, Паша , Мавруд, Рахмат - молодые и счастливые. 1957 год. Как сложилась их дальнейшая судьба? 


Тоня Овсянникова после окончания пединститута вышла замуж за известного кубанского писателя Бориса Тумасова и осталась в Краснодаре .Остальные девчонки, отработав в Дагестане положенное время, вернулись домой и продолжали работать в районе, не изменив выбранной профессии.

Антонина Павловна Лисянская, дочка бабы Груни, осталась в Усть-Лабинске. Всю жизнь трудилась воспитателем в детском саду Эфирномаслоэкстракционного комбината. Всего одна запись в трудовой книжке. Руководство комбината постоянно доверяло ей заменять заведующую детским садом в ее отсутствие. Вот она на фотографии в окружении своих питомцев – двадцать семь мальчишек и девчонок. И в каждом из них на всю жизнь осталась добрая память о любимой воспитательнице, подарившей им счастливое детство и научившей главному – трудиться, дружить, быть добрыми и справедливыми, как когда-то учила ее мама – Агриппина Петровна Лисянская.


На самом высоком месте в хуторе Аргатов стоит белокаменный красавец Храм в честь святого князя Владимира - собирателя земель русских. Его построил на свои средства наш хуторянин Олег Дерипаска, как напоминание - сила России в единстве с малыми хуторами.

"Хутор" по определению В. Даля - " усадьба - изба с ухожами, т. е. с землей и скотом". Ну как же России без них?! Выживут хутора - будут и в России и обихоженная земля, и славные сельские труженики, хранители народной культуры и нравственных устоев. В этом - мудрая задумка нашего земляка. Хуторяне уверены - его успехи будут преумножаться, потому, что он никогда не прерывал связь с малой родиной.

Может быть и в живых я остался,
И беда не накрыла волной,
От того, что упрямо хватался
За соломинку крыши родной...

Хуторянка Таисия Загорская.
2021 год х. Аргатов