Юрий Жежелев. Эксперт Всероссийского уровня из Усть-Лабинского «ТехноСпейса»

Юрий Жежелев. Эксперт Всероссийского уровня из Усть-Лабинского «ТехноСпейса»

Наш сегодняшний гость – педагог Центра инженерно – технических дисциплин «Усть-Лабинский ТехноСпейс» Юрий Жежелев, он же - преподаватель спецдисциплин, связанных с информатикой и IT-технологиями Усть-Лабинского соцпедколледжа. Юрий Андреевич – сертифицированный эксперт Всероссийского уровня в области робототехники. Как удалось достигнуть такого высокого уровня профессионализма, на что способны современные школьники, какие новинки научно-технического прогресса ждут нас в ближайшем будущем и каких специалистов планируют готовить в «ТехноСпейсе» и расскажет наш герой.

***
Благодаря Фонду «Вольное Дело», созданному нашим земляком - промышленником и меценатом Олегом Дерипаской, я занимаюсь с детьми «Образовательной робототехникой» - с 2011 года. Тогда я только пришел работать в соцпедколледж, и, попав на презентацию Фонда, заинтересовался программой «Робототехника». Фонд «Вольное Дело» начал работать со школами, внедрять в обучение детские образовательные конструкторы и нужны были педагоги, способные работать с этими конструкторами. Наш колледж стал участником этого направления, так как мы выпускаем учителей начальных классов. Для их подготовки мы использовали робототехнические конструкторы, чтобы в дальнейшем наши выпускники учили этому детей. Также у нас всегда были специальности, связанные с информатикой и IT и с 2013 года мы стали участвовать в соревнованиях по мобильной робототехнике именно для студентов. Но здесь уже использовались не пластиковые конструкторы, а металлические «Тетрикс». Так мы работали до 2016 года. За это время я прошел различные обучения, каждый год участвовал во Всероссийском чемпионате-фестивале «Робофест» в качестве судьи, наставника, помощника судейства. В том же 2016 году добавилось еще одно направление - «Ворлдскиллс». Это соревнования для студентов по различным профессиям, в том числе по мобильной робототехнике.

***
В том же году меня направили на всероссийский чемпионат по профессиям среди сотрудников корпорации - «Хайтек». Там я впервые познакомился с направлением Junior skill - когда рядом с площадкой взрослых участников занимаются дети. Так дети могут видеть результаты работы взрослых, их уровень и это отличная практическая профориентация, намного превышающая, на мой взгляд, любую теоретическую. Соответственно дети, которые занимались в этом направлении, шли дальше – кто по мобильной робототехнике, кто по прототипированию, кто по лабораторно-химическому анализу, ракетостроению.


***
В 2017 году в Абу-Даби (ОАЭ) проходил международный чемпионат «Ворлдскиллс», куда меня направили наставником двух юниорских команд от России, где мы заняли первое и третье места. За высокие показатели меня назначили ответственным за развитие юниорского направления по мобильной робототехнике в России. На сегодняшний день я являюсь заместителем менеджера по юниорам, курирую практически все регионы страны в этом направлении – от Северо-Запада и Кавказа до Камчатки. На мне лежит ответственность за разработку конкурсных заданий и других регламентирующих документов по мобильной робототехнике.

***
В разных городах России ежегодно проводится чемпионат «Молодые профессионалы», где я являюсь экспертом по юниорам. На днях приехал с чемпионата, который в этом году проводился в Уфе. Традиционно это грандиозное событие, где на церемонии открытия и закрытия приглашают известных ведущих, звезд. Чемпионат высочайшего уровня – лучшие студенты страны демонстрируют те навыки по профессиям, которые по показателям превышают мировой уровень. Наши ребята должны за три дня собрать робота, адаптировать к измененным условиям, протестировать, и в итоге продемонстрировать его возможности. Конкурсные задания пишутся под таким девизом, что они должны быть сложны даже для профессионалов. И наши ребята справляются!

***
На чемпионате в Уфе я был заместителем главного эксперта по юниорам. В моем подчинении были другие эксперты, которых я учил оценивать ребят. Таким образом я работаю в трех направлениях: как менеджер, в Ворлдскиллс (участвую в разработке стандартов, где четко прописано, что ребята должны знать по той или иной компетенции), на всероссийском чемпионате я являюсь заместителем главного эксперта по юниорам, в остальное время я – менеджер юниорской возрастной категории по России. Также работаю с поставщиками: в какие регионы порекомендовать какое оборудование, какие там нужны специалисты для транслирования знаний и опыта.

***
Ежегодно мы проводим полуфиналы и финалы национального чемпионата «Молодые профессионалы», где ребята со всей страны показывают свои способности. Я постоянно наблюдаю за уровнем их мастерства, и с уверенностью могу сказать, что он растет. Если в 2017 году у юниоров стояла задача научить робота ровно проехать метр вперед и метр назад, найти на поле какой-то объект, то сегодня это уже даже не проверяется. Сейчас ребята выполняют задачи намного сложнее, такие как поиск роботом нескольких объектов, их сортировка по цвету, по размеру, доставка этих объектов до пунктов назначения. С этого года ребята уже будут работать с техническим зрением, когда робот должен просто глядя в пространство подъехать к нужному объекту, захватить и т.д.

***

Что это дает ребятам? Они прекрасно понимают, что именно эти навыки им позволят в будущем получить очень востребованную на долгие годы и хорошо оплачиваемую профессию.
Подготовка к каждому из направлений вырабатывает навыки в разных областях: электроника, мехатроника, конструирование. Они создают техническую и инженерную документацию, проектируют свои конструкции в 3D CAD (инженерный дизайн), занимаются прототипированием отдельных деталей, как дополнений к базовой комплектации роботов и печатать их на 3D-принтерах. Роботы не просто собираются, они программируются на языке C, Java, визуальном языке LabView. Им приходится все это изучать. В этом году была задача объединить роботов по локальной сети, чтобы они общались между собой. Например, один робот смотрит на шайбы, разложенные в неправильном порядке, передает эту информацию другому роботу и тот должен на поле найти и расставить шайбы в заданном порядке. Это уже интернет вещей. То есть совершенствование одной компетенции невозможно без знания другой и ребята понимают, что только так можно достичь конечного результата. Если давать эти знания по отдельности и ребенок не увидит конечную цель, то и мотивация у него будет очень слабая. Если ему объяснить, что получится такая-то система, он с энтузиазмом занимается и одним, и другим, и третьим и учеба идет для него легко.

***
Все сегодня понимают, что робототехника постепенно из будущего переходит в настоящее. У некоторых есть дома роботы-пылесосы, роботы для мытья окон и т.д. И дети понимают, как работают эти устройства, как они ориентируются в пространстве, почему не врезаются в стену и т.д. Сегодняшние 14-летние подростки без проблем могут объяснить родителям, как это все работает. Если дать им оборудование, они смогут сделать такие же. Они способны объяснить взрослым, по какому принципу работают автоматические двери в магазинах. Я помню, как ребенок 13 лет рассказывал старшим про датчики инфракрасного движения, про то как они определяют приближение теплого тела человека. Не все взрослые знают, как устроены такие двери, а наши дети знают.
Когда ребята пишут программы для контроллера робота, то применяют дополнительные методы. У них очень сильно развивается пространственное и алгоритмическое мышление. Когда дети по 2-3 года занимаются, они собирают робота и пишут для него программу просто представляя, как он движется, куда поворачивается. Затем загружают эту программу в контроллер, и робот начинает выполнять команды.

 
***
В ближайшее время произойдет большой скачок в научно-техническом прогрессе, сравнимый с 1980 годом, когда появились первые доступные персональные компьютеры. Как только роботы станут доступны для предпринимателей, небольших предприятий, это начнет менять нашу жизнь: уйдут профессии такие как грузчик, дворник и те рутинные монотонные работы, где можно заменить человека, будут выполнять роботы. Но пока в России внедрение идет в основном в военной отрасли, например, в саперном деле и в работе, где существует риск для жизни и здоровья человека: проникновение в труднодоступные подземные завалы и трубы. Из-за развития интернет-торговли в крупный ритейлерах уже внедряются складские роботы. Это необходимо не в плане удешевления процесса, а в целях ускорения работы. Но в творческом плане роботы никогда не заменят человека!

***
Сегодня мы видим, что робототехника очень популярна и Ворлдскиллс - одно из направлений, где ребята могут реализовать себя. Однако, существует несколько чемпионатов помимо движения Ворлдскиллс. ЮниорПрофи – преемник JuniorSkills – это программа чемпионатов среди школьников, по ключевым высокотехнологичным компетенциям, в том числе и по мобильной робототехнике. Обычно финал чемпионата ЮниорПрофи проводится в рамках робототехнического фестиваля «Робофест». Данный фестиваль включает в себя большое количество соревнований по робототехнике, где показать себя могут абсолютно все ребята. На «Робофест» приезжают до 80 команд на одно направление, среди них определяются лучшие.

***
В обозримом будущем в Усть-Лабинском районе планируется открытие нового направления – разработка компьютерных игр и мультимедийных приложений. В данном случае ребята будут программировать не робота, а виртуальный объект. Почему это важно? Потому что сегодня большими темпами развивается разработка виртуальных сред для обучения специалистов. Уже давно известны такие среды – симуляторы для обучения водителей вождению или летчиков пилотированию. О популярности компьютерных игр среди молодежи спорить не приходится, но помимо этого в больших корпорациях, в строительных компаниях, автосервисах, в подготовках к презентациям сотрудники также демонстрируют свои навыки на симуляторах. Эти программы разрабатываются специалистами, которые раньше создавали только компьютерные игры. Но теперь эти разработки применяются во многих сферах, а для их создания нужны специалисты. Вот их мы и будем готовить в Усть-Лабинске. Подготовка к этому в нашем «ТехноСпейсе» уже началась!