В Новолабинской увековечат имена замученных немцами разведчиц-диверсанток

В Новолабинской увековечат имена замученных немцами разведчиц-диверсанток

В станице Новолабинской Усть-Лабинского района к Дню освобождения станицы увековечат память погибших членов разведывательно-диверсионного отряда. Трое из них были зверски замучены фашистами и дважды перезахоронены в станичном парке у мемориала.

Информацию о погибших девушках в течении двух лет искал руководитель поискового отряда «Характерник», председатель районного отделения Ассоциации ветеранов боевых действий Павел Гордеев.

Началась эта история с того, что в архиве Усть-Лабинского районного краеведческого музея Павел Гордеев наткнулся на акт эксгумации останков трех девушек от 5 февраля 1943 года в станице Новолабинской. Акт гласит (стилистика сохранена): 

«Мы, нижеподписавшиеся зам. председателя с/совета Вильчик Александр, секретарь с/совета Пахомова Тамара Ивановна и мед.фельдшер Кубырев Александр Григорьевич, по заявлению гр-ки Шулениной Александры Никифоровны были обнаружены три трупа пленных девушек, зверски казненных немецкими оккупантами. Эти три трупа девушек были доставлены 6/II-43 в помещение Новолабинской амбулатории. При медицинском обследовании было обнаружено: 1. Огнестрельные ранения. 2. Ножевые ранения. 3. Вывих верхних конечностей. 4. Контузии от удара прикладами. У одной казненной обрезаны оба уха. У другой срезана половина носа. Трупы 3-х девушек похоронены 6/II-43 в станице Новолабинской на площади в братских могилах красных партизан гражданской войны, о чем и составлен надлежащий акт». И три подписи.


Это было в первую неделю после освобождения станицы. Тогда же в другом месте станицы были обнаружены останки неизвестного солдата, которые также захоронили в Братской могиле.


В Новолабинской погибших девушек не знали, так как они были не местными. Поэтому когда в 1972 году их останки перезахоронили в Братскою могилу вместе с семью погибшими бойцами 223-й стрелковой стрелковой дивизии, освобождавшей станицу и партизанами, они так и остались безымянными. И лишь спустя почти 80 лет удалось кое-что выяснить.

Благодаря работе с архивами и ответам на запросы в Министерства Обороны РФ, Гордееву удалось установить, что погибшие в Новолабинской девушки – члены разведывательно-диверсионного отряда, попавшие в руки к немцам в Апшеронском районе. Освобождение нашими войсками Апшеронского района заставило немцев спешно отступать, в том числе в направлении Усть-Лабинска. Пленных девушек немцы забрали с собой, а не расстреляли там же, в Апшеронске. Здесь можно предположить, что фашисты никак не могли «выбить» из девушек нужные им сведения, но когда наши войска походили к границам Усть-Лабинского района, решили не брать из с собой в отступление и жестоко расправились.

По данным архива сотрудников разведотделов штабов, фронтов, разведгрупп РККА, погибших или пропавших без вести во время Великой Отечественной войны, в данном разведывательно-диверсионном отряде числились восемь человек:

1. Андрюхина Антонина Кузьминична, 1924 г.р.
2. Коваленко Нина Михайловна, 1920 г.р.
3. Бахарева Любовь Андреевна, 1923 г.р.
4. Дорожинская Антонина Павловна, 1918 г.р.
5. Брущенко Мария Гавриловна, 1921 г.р.
6. Димиденко Вера Васильевна, 1921 г.р.
7. Игнатьева Елена Егоровна, 1926 г.р.
Командир группы: Кашевский Петр Дмитриевич, 1908 г.р.

Все они были схвачены гитлеровцами в период с августа по ноябрь 1942 года. Кто именно из семи девушек похоронен в Братской могиле в парке у Новолабинского мемориала, вряд ли удастся выяснить. Но то, что эти трое – разведчицы-диверсантки из отряда Кашевского, сомневаться не приходится.

Павел Гордеев обратился к главе Усть-Лабинского района Сергею Запорожскому с просьбой оказать содействие в увековечении памяти погибших девушек и помочь с установлением памятной плиты на месте их захоронения с указанием имен и фамилий всех членов группы, вне зависимости от места гибели каждого из них.

- На плите, которая была установлена на Братской могиле еще в 70-х годах прошлого века перечислены фамилии семи бойцов стрелковой дивизии и партизан, а три девушки упомянуты как неизвестные. Мы хотим на отдельной гранитной плите перечислить всех членов группы. Думаю, они этого достойны, а мы и наши потомки обязаны помнить их имена, ведь это они ценой своей жизни освободили нашу Кубань от гитлеровцев, - считает Павел Гордеев. – Если администрация по каким-то причинам не сможет выделить средства из бюджета на установку памятной плиты, нам придется обращаться к общественным и коммерческим организациям. Как бы там ни было, к Дню освобождения станицы Новолабинской – 31 января - плита будет установлена.

Многие архивы, тем более архивы НКВД, до сих пор не рассекречены, поэтому узнать подробности о жизни, местах рождения и родственниках погибших через официальные источники пока не представляется возможным. Только об одной девушке есть более подробная информация. Это Любовь Андрюхина. Она родилась 7 мая 1924 года и до войны жила в Туапсе, поселок Майский. Ее мама после войны разыскивала дочь. Она получила лишь уведомление о том, что ее Любовь после нахождения в партизанском отряде капитана Седого, была направлена на Высшие разведывательные курсы в Москву, после чего вернулась на Кубань и была заброшена в тыл к немцам. 

У самой старшей из девушек – Антонины Дорожинской, которой на момент гибели было 33-34 года, могли остаться дети, а у самой юной диверсантки – 17-летней Елены Игнатьевой - братья или сестры. 

Возможно, с помощью глобальной сети они найдутся, и нам откроется еще одна неизвестная страница истории той войны.