Убийство 28-летней давности раскрыто в Усть-Лабинске

Убийство 28-летней давности раскрыто в Усть-Лабинске

Районный Следственный отдел СУ СКР по Краснодарскому краю передал в суд уголовное дело по обвинению 52-летнего гражданина Украины в убийстве жителя Усть-Лабинска Василия К., совершенном в мае 1994 года. Расследовать преступление и найти доказательства вины обвиняемого спустя столько лет, оказалось очень непросто. Итог стал возможен благодаря работе отдела криминалистики СУ СКР по Краснодарскому краю Дмитрию Кузнецову.

В тот год Пасха пришлась на 1 мая. Устьлабинцы бурно отмечали сразу два праздника и в магазинах, торгующих алкоголем, был ажиотаж. В том числе и вино-водочном, который тогда располагался по Пионерской.

Неподалеку от магазина жила семья П-ко., как сейчас принято говорить, кочевой народности. К ним в гости приехал с Украины 25-летний сын Петр, чтобы вместе с родителями отметить оба мероприятия. Около 19 часов, когда все уже было выпито, а глава семьи уснул, Петру захотелось продолжение банкета и общения. Взяв деньги и проверив, на месте ли нож, который он всегда носил с собой, Петр отправился в магазин на перекрестке. 

Следует напомнить, что это было время расцвета рэкета и бандитизма, правоохранительные органы «захлебывались» в заказных убийствах и похищений, страной правил Ельцин, зарплату не платили по полгода, а до начала войны в Чечне оставалось несколько месяцев. Поэтому и нож в кармане в те времена был обычным делом.

Кочевников на Кубани, да и не только здесь, было немало. Толпа, состоящая из их представителей, собралась возле магазина. Ромалы пили и закусывали, практически не отходя от торговой точки. Петр присоединился к своим, и банкет продолжился. В какой-то момент он увидел, как из-за магазина вышли двое – крепкий парень славянской внешности и смуглый представитель основной части компании. Славянина звали Василием. Было видно, что эти двое только что дрались, так как у смуглого на лице имелись подтверждения конфликта в виде кровоподтека. Петр стал предъявлять Василию претензии за собрата, затем отозвал в сторону – за примыкавшую к магазину кирпичную стену.

Спустя несколько минут, из-за стены, сильно шатаясь, к стоявшей толпе с криком: «У него нож!», выбежал окровавленный Василий. Парень тут же упал замертво – один удар пришелся в поясницу, второй – смертельный – в сердце. Петр, не дожидаясь финала, сразу же бросился домой. Он взял деньги, собрал вещи и уехал в станицу Тбилисскую, где сел на поезд, идущий на Украину.

Убитому парнишке было всего 17 лет. Экспертиза показала, что в момент смерти он был практически трезв.
Раскрыть это убийство по горячим следам тогда не удалось – Петра в Усть-Лабинске не знали, а знакомясь с кем-то, он имел привычку называться разными именами. Так произошло и в тот раз, хотя свидетели вполне могли не сказать следствию того, что знали.

Родители Петра, по всей видимости, тоже знали о случившемся, так как почти сразу же после убийства перебрались в станицу Брюховецкую. Сам же Петр надолго осел в незалежной. Однако, в конце прошлого года внезапно «всплыл» в Усть-Лабинском районе, где «под стакан» похвастался новым знакомым давним убийством.

Поскольку оперативники Усть-Лабинского уголовного розыска не дремлют, им почти сразу же стало известно об откровениях приезжего. Сообщили в Следственный комитет. Сотрудники отдела криминалистики стали выяснять, кого и когда могли убить в Усть-Лабинске. Подняли архивы приостановленных дел: по всем параметрам подходило убийство Василия К. Все сошлось, когда стали сверять свидетельские показания 28-летней давности. По ним выходило, что убийцей мог быть человек характерной для кочевых народов внешности.

Когда Петра задержали, он даже не стал отпираться, а наоборот, попросил явку с повинной. На допросах рассказывал, что все эти долгие 28 лет не мог забыть лицо своей жертвы и чувствовал ее незримое присутствие. И когда следователь СК предъявил Петру несколько фотографий молодых людей, тот сразу же указал на фото Василия, хотя видел его всего несколько минут.

Следователям удалось найти живых свидетелей. У многих события того времени стерлись из памяти, но все же, по крупицам, удалось восстанавливать картину преступления.

Учитывая, что все сроки давности прошли, вряд ли Петра посадят. Да и кодексы - уголовный и уголовно-процессуальный - давно изменились. Но факт остается фактом – преступление раскрыто. Что касается возмездия, то Петр сам себя наказал: постоянное незримое присутствие жертвы в течение почти трех десятков лет - этому вряд ли можно позавидовать. Да и жизнь у него не сложилась: на Украине отсидел срок за наркотики, не имеет ни жены, ни детей, ни работы, ни своего жилья.

Что касается убитого Василия, то его родственников установить не удалось. Возможно, умерли или уехали. Об их отсутствии говорит и заброшенная могила юноши на усть-лабинском кладбище, которую следователям с трудом удалось найти. Если бы не тот злополучный поход в магазин, сейчас Василию было бы уже 45 лет.