Судьба устьлабинки с простреленной тыквой

Судьба устьлабинки с простреленной тыквой

К Международному женскому дню принято писать о женщинах-труженицах, матерях-героинях, успешных бизнес-вумен. У нас сегодня другая история – о женщине, которая живет лишь воспоминаниями о счастливом прошлом и маленькими радостями в настоящем. Но 8 Марта для нее – просто число в календаре - поздравлять некому.

О жительнице Усть-Лабинска Тамаре Павловне Головиной мы узнали после того, как она позвонила в редакцию. Пожилая женщина жаловалась на бездействие правоохранительных органов после обстрела неизвестными ее огорода, в результате которого погибли ее огромные тыквы. Она обращалась в полицию и даже в прокуратуру, но результата не добилась – стрелка не нашли, в возбуждении уголовного дела отказали. А тыквы, на минуточку, весили до 14 кг каждая.

Домик у дороги

Мы решили встретиться с Тамарой Павловной - уж очень необычным был ее звонок - и выяснить подробности. Оказалось, что эта женщина с очень непростой судьбой вполне может стать нашей очередной героиней.

Маленький аккуратный домик возле самой дороги по улице Демьяна Бедного - с чистыми окошками и занавесками на них – типичное жилище одинокой старушки. Хозяйка встретила нас радушно, пригласила в дом. Здесь типичность усилилась – старенькая мебель еще советских времен, клеенка на столе, палас и половички, в серванте – какие-то бумаги и фотографии, баночки с лекарством.

Сама Тамара Павловна – приятная 81-летняя старушка в цветастом платке. В ней, не смотря на возраст, угадывается гордая осанка и открытый взгляд. Это взгляд человека, много повидавшего и пережившего.

«В дочке и внучке – вся моя жизнь!...»

Родилась и большую часть жизни Тамара Павловна прожила в городе Согласном Амурской области. Там вышла замуж за  любимого Виктора, родила дочку, которую назвала в его честь – Виктория. Головины хотели иметь много детей, но раз за разом надежда обрывалась на маленьких сроках. Тамара Павловна смирилась и всю любовь отдавала дочери. 


Тамара Павловна с мужем Виктором

Работала сначала в торговле, затем устроилась в детский сад нянечкой. Супруг Виктор Алексеевич устроился водителем в местную ГАИ, но на гражданскую должность.

В июле 1981 года в дом Головиных пришла беда: погиб отец семейства. Патрульная машина, за рулем которой сидел Виктор, гналась за преступником. Один из преследуемых оказался вооружен и открыл огонь. Виктор погиб на месте. Как написано в свидетельстве о смерти, «в результате сквозного пулевого ранения головы».


С дочерью Викой. г. Свободный.

Время шло, боль от потери понемногу притуплялась, а вдвоем с дочкой ей было легче. Поскольку в Амурской области в то время было много воинских частей, то Вика решила стать военнослужащей. Аттестовалась и приняла продуктовый склад одной из дальневосточных частей ПВО. Там она познакомилась со своим будущим мужем Александром, который был родом из Усть-Лабинска. Поженились. Вскоре у молодой семьи родилась дочка Кристина, в которой бабушка Тамара души не чаяла. «В дочке и внучке была вся моя жизнь!», - говорит она.

- Вика с мужем нередко приглашали ко мне друзей из своей воинской части – на праздники или просто на выходные, - вспоминает Тамара Павловна - Я любила готовиться к таким праздникам – стряпала, жарила, пекла. Потом мы всей компанией шли купаться на речку, которая была за нашим участком. Замечательное было время!


г. Свободный. С дочерью Викой (в центре) и ее друзьями.

Вика с мужем часто ездили в отпуск к его родителям в Усть-Лабинск, и до того этот городок понравился девушке, что она стала уговаривать мать перебраться на юг.

- Дочке оставалось совсем немного до пенсии по выслуге лет и ей полагался жилищный сертификат, по которому можно было купить жилье в любой точке страны, - вспоминает Тамара Павловна -  И я поддалась на уговоры, тем более что планировала переезд семейная пара друзей Вики. Решено – сделано. В 2000 году Вика, получив сертификат, с помощью друзей перевезла меня в Усть-Лабинск, а сама сталась дослуживать – ей оставалось меньше двух лет. Семья ее друзей купили дом возле моря. Если бы знала, с чем останусь в итоге, никогда бы не согласилась.

Пока Вика дослуживала, Тамара Павловна обживалась на новом месте. Небольшой 100-летний домик она отремонтировала сама. Но самое главное – здесь у нее огород, где пенсионерка с удовольствием сажала все, что хотела.

А потом Вика сообщила, что развелась с мужем, но несмотря на это, все равно рвалась в Усть-Лабинск и вместе с дочкой-школьницей считала дни до конца службы и отъезда. 

Жизнь «до» и «после»

Июньским утром 2002 года на телефон Тамара Павловны позвонили из Свободного и сообщили, что ее единственная дочь Виктория погибла: машина, на которой она вместе с водителем из той же части ехала за овощами для солдатской столовой, попала в аварию. Ей было всего 36 лет, а до «дембеля» и отъезда в Усть-Лабинск оставалось несколько дней.

Тамара Павловна до сих пор не понимает, как пережила то время. И при одном упоминании имени дочери не может сдержать слез, хотя и прошло уже без малого 20 лет. В тот день жизнь для нее разделилась на «до» и «после».

- Дни проходили, как в тумане, приезжала скорая за скорой, страшно вспоминать - говорит она – Конечно, на похороны поехать не смогла. Я бы просто не доехала.

Старые фото - все что осталось.

Зато поехали друзья семьи, которые вернулись с маленькой Кристиной. От нее, по словам женщины, отказался родной отец. Теперь Тамаре Павловне предстояло поднять на ноги внучку. С трудом оформила опекунство и задачу выполнила. Сейчас Кристина уже молодая женщина и живет на побережье. Она вышла замуж и недавно родила Тамаре Павловне правнука. Правда, навещает бабушку редко. По разговору чувствовалось, что на тему внучки пенсионерка не очень хочет говорить. «Не нужна я ей!», - считает она.

- Я привыкла жить одна, хотя и страшно. Летом, как только солнце встанет, иду в огород и ухаживаю за посадками, пока спину не начнет припекать. Только потом иду умываться, завтракать и делать все домашние дела. В этом году, не знаю, как буду – сил совсем нет, - делится Тамара Павловна.

Так и живет пенсионерка одна, со своим огородиком, 11-тысячной пенсией и альбомом с фотографиями, на которых все ее самые родные еще живы. Даже восьмерых родных братьев и сестер ей посчастливилось пережить. А сейчас даже помочь некому. Перебирая старые снимки, вспоминает: это мы с мужем, молодые еще; это Вика с подружками, это мы с ее друзьями за столом…

"Моя тыква - моя гордость!"

Но вернемся к тому, с чего начали - тыкве.

- Я очень люблю тыкву: делаю на пару, варю каши. К осени у меня вымахали несколько огромных тыкв – по 14 кг каждая, на которые я не могла нарадоваться, - рассказывает Тамара Павловна. - К сожалению, с некоторыми соседями у меня отношения не сложились, и в один не совсем прекрасный день я обнаружила, что тыквы начали гнить. Смотрю, а на них маленькие дырочки, куда попала дождевая вода и началось гниение. Принесла домой, разрезала и обнаружила в них пульки. Так обидно было, до слез! Ну, думаю, предъявлю соседу счет на 1000 рублей. Вызвала полицию. Приехал участковый, составил протокол. Спустя какое-то время получила письмо с отказом в возбуждении уголовного дела. То есть факт вреда имеется, а виновных нет. Знаете, по какой цене в полиции оценили мою тыкву? По семь рублей за кило! Написала жалобу в прокуратуру, чтобы хоть что-то сделали. Бесполезно. Да дело даже не в тыкве, а в том, что я теперь боюсь в огород выходить – вдруг кто опять пострелять захочет, на этот раз по мне?

В доказательство женщина достала из холодильника кусок тыквы с пулями от пневматической винтовки (так написано в полицейских документах).


Кусок тыквы с пульками

Понятно, что Тамара Павловна – человек пожилой, и не сильна в юридических тонкостях. Конечно, вряд ли бы кто-то возбудил  дело из-за стрельбы по тыкве, но факт остается фактом – стреляли. Правда, так и не выяснилось, кто, хотя огород находится за домом и граничит только с двумя соседними участками.

Мы поговорили с соседом, которого подозревает старушка. Мужчина подтвердил факт систематических конфликтов с Тамарой Павловной, но заявил, что по тыкве не стрелял и высказал готовность к примирению. Надеемся, что к Международному женскому дню ссора себя исчерпает. И да, мы выкупили остатки тыквы, чтобы примирить старушку не только с соседом, но и правоохранителями. Надеемся, что многолетняя ссора на этом закончится. Потому что врагов у нас и так хватает.

Фото автора