Любовь длиною в жизнь усть-лабинского поэта-тракториста Евгения Левина

Любовь длиною в жизнь усть-лабинского поэта-тракториста Евгения Левина

Каждого из нас рано или поздно посещают мысли о старости. Какой она будет? Одинокой и безрадостной, с кучей таблеток на прикроватной тумбочке? Или счастливой и умиротворенной, со своим домиком где-нибудь в деревне, с детьми и внуками, с огородом и курами? Большинству по душе, наверняка, второй вариант. Супругам Левиным повезло – им как раз он и достался: тихое, одно на двоих, счастье, любовь к друг другу и к своей земле. Сегодня мы у них в гостях.

Евгений Николаевич Левин большую часть своей жизни живет в хуторе Кадухине Некрасовского сельского поселения, в маленьком, утопающем в ветвях сирени, домике, вдали от оживленной дороги. С ним рядом – любимая жена Надежда – коренная кадушанка, с которой 19 августа этого года они отметят Изумрудную свадьбу – 55 лет! Неподалеку - немногочисленные соседи. 

Здесь почти полнейшее единение с природой: необъятные поля, речушка, огромное небо над головой. Из звуков - только пение птиц, крики петухов, кудахтанье кур и утиное кряканье. Во дворе нежатся на солнышке пес Корешок и кошачье семейство - Мишка с Машкой, лениво прогуливаются индоутки. 

Дети и внуки давно выросли, даже два правнука уже есть. «Достаточное количество!», - смеется Евгений Николаевич. 

Мы побывали у Левиных солнечным днем, но как уютно и маняще, должно быть, смотрится их домик со светящимися окнами в темную пору.

Рожденный на печи под Новый год

Евгений Николаевич, несмотря на возраст и два перенесенных инсульта, ну никак не «тянет» на дряхлого старика. Ему больше присущи такие прилагательные, как громкий, бодрый, активный, веселый, юморной, памятливый и… романтичный.

- Я родился в 1946 году в хуторе Кубанском, здесь неподалеку, - рассказывает 77-летний Евгений Николаевич. – Родила меня мать прямо в хате, на печке. Так получилось, что явиться в этом мир я надумал под Новый год – 27 декабря. Но крестные почему-то понесли меня регистрировать в Некрасовский сельсовет аж на следующий год - 20 января. Они перепутали дату рождения и сказали, что я родился 1 января. Потом вспомнили, что на самом деле 27 декабря, но секретарь сельсовета уже успела написать цифру «1». Поэтому долго не мучаясь, приписали впереди тройку. Так я оказался на четыре дня моложе.

Трудиться на своей земле Евгений Левин никогда не ленился. Еще учась в школе зарабатывал трудодни (было такое явление в советских колхозах) - подрабатывал в огородной колхозной бригаде: сеял рассаду, вязал маты для укрытия парников.

После школы выучился на тракториста в Некрасовском училище механизации и окончил индустриально-педагогический техникум в Азове. Потом, как положено, была служба в армии.

- Вернулся домой и устроился работать в родное Некрасовское училище механизации - мастером производственного обучения, преподавал слесарное дело, - вспоминает наш герой, - Однако, моя педагогическая деятельность больше трех месяцев не продлилась. Студенты попались баловные, и я, чтобы хоть как-то их дисциплинировать, заставлял пацанов работать: вытирать пыль, протирать станки и верстаки, мыть окна и т.д. Это дошло до директора, ему мои методы трудового воспитания не понравились, и мы расстались - я ушел работать трактористом в 3-ю бригаду колхоза «Россия». Как потом оказалось, на целых полвека.

Любовь, комсомол и... земля

Как только Евгений Николаевич сел на трактор, в нем проснулся романтик. Возможно, он и до этого прятался где-то в глубине механизаторской души, но тут неожиданно проявился. Тракторист написал свой первый стих. Он до сих пор помнит его наизусть.

Сегодня рано на рассвете
Когда моторный гул лишь стих,
Передо мною в нежном цвете
Явился первый, как цветочек, стих.
Я вышел из кабины
Пошел к последней на сегодня борозде
Нагнулся, взял в ладони комья, и услышал:
«Спасибо, мой сынок, тебе!».

- Рассказать про себя? Да я автобиографию-то никак не могу написать, неудобно как-то, скажут – хвастаюсь, - скромничает Евгений Николаевич но, подумав, продолжает. - Был у нас в Кадухине клуб – любимое место сбора молодежи, сейчас его уже нет – развалили. Там не только кино крутили и танцы устраивали, но и проводили комсомольские собрания. На одном из них меня избрали секретарем комсомольской организации бригады. Тогда я выступил с инициативой создать комсомольско-молодежные экипажи на уборке зерновых колосовых. В бригаде создали два таких передовых экипажа. На одном работал Симонов Николай Петрович, на другом – Безладнев Василий Алексеевич. Симонов, царствие ему небесное, даже потом был делегатом XVII съезда. Их обоих позже наградили орденом «Золотой Колос».

Слушая Евгения Николаевича, понимаешь, что этот человек очень любит свою землю, с нескрываемыми трепетом и нежностью относится к ней, да и ко всей своей родной Кубани. Немало у него стихов и о ней.

Вдали от крупных пыльных шумных городов

И в окружении станиц

Живет мой хуторок к труду готов, 

Здесь зреет тучная пшеница

Наш это Краснодарский край -

России малая частица


И горы, и леса, и бурных рек потоки

Все это Родина моя, и здесь мои истоки.

Вижу Усть-Лабинск над мутной речкой

А также тополей неровный строй

Смотрящий в высь огромной свечкой

И этот уголок - он тоже мой.

Смотрю завороженно на Кавказ,

На волны двух морей, и на рассветы

Ратую за людей, что трудятся для нас

Об их успехах знаю из газеты.

Растят огромный пышный каравай,

Натужась, будто из последней силы,

Наш это Краснодарский край –

Жемчужина большой России.

Как-то раз в том же хуторском клубе, где молодой тракторист-передовик помогал киномеханику крутить кино, были танцы. Нет, танцы-то там были всегда, но именно те стали судьбоносными. В один прекрасный и незабываемый вечер Евгений Николаевич познакомился с Надеждой Ивановной, тогда еще просто Надей, которая работала в колхозе полеводом. Больше уже не расставались. Сыграли свадьбу, построили свой домик в Кадухине. Тот самый, где живут сейчас.

 

- Мы познакомились в 1967 году, - присоединяется к нашей беседе Надежда Ивановна. – У нас тогда, кроме Кубанского были еще хутора Коллективный и Первомайский. Все ходили в наш клуб, где до и после кино были танцы, и мы с подружками туда ходили. Там я и нашла свою судьбу!

«Есть время вспоминать…»

Выйдя на пенсию в 2006 году, Евгений Николаевич не бросил любимое занятие и продолжает писать стихи. Когда есть настроение и подходящее расположение духа. Нередко они с Надеждой Ивановной вспоминают прошлое. С особой болью – родной Зеленчук, часть которого заросла камышами из-за того, что приезжие москвичи и сочинцы, построившие неподалеку дома, нарушили водную систему, построив плотину. Время от времени камыши кто-то поджигает, они горят черным дымом. 

До глубины души возмущает Евгения Николаевича наглость тех, кто проезжая по проселочной дороге мимо его дома, специально сгружает мусор в лесополосе. Сколько уже ругался, бесполезно.

Вспоминает поэт-тракторист и родную школу в хуторе Заречном, куда из родного Кубанского приходилось ходить пешком. Расстояние между хуторами 13 км, но что было делать? Ходили все. В 1982 году в Заречном построили новую школу, которая работает и сейчас, а старая, стоявшая на одноименной улице, была превращена сначала в заготларь для приема урожая у населения, а потом ее и вовсе развалили. Родную школу Евгений Николаевич вспоминает со слезами на глазах. С немногочисленными одноклассниками иногда встречается на рынке, но большую их часть остается лишь вспоминать.

Сегодня есть время вспоминать
Мечты, и что сбылось – ушло неторопливо
Года, стараешься на воздухе гулять
И находить в природе, что красиво.
Когда иду я в сказочной тиши
А память возвращает прямо в детство
Где также, как и раньше, шуршали камыши,
И вишня зацвела, в фоте – невеста!
Смотрю на девочек, ребят, что бегают по травочке игриво
А в душе нотки говорят:
Пусть живут красиво и счастливо!
Ведь до сих пор тот запах новеньких сандалий
Не только в памяти моей,
Учил он нас терпеть и не скандалить
Идя по жизни тропочкой свой.

Интересуется Евгений Николаевич и историей родного поселения - со момента основания станицы Некрасовской до царских времен и военной эпохи. Немало стихов посвящено Некрасовской.

Одно счастье на двоих

Счастливые, пронесшие свою любовь через долгие десятилетия, Евгений и Надежда Левины вырастили троих детей – двоих сыновей и дочку, дождались внуков, а теперь и двух правнуков. Они же вырастили и дали путевку в жизнь троим племянникам Надежды Ивановны, которых брали под опеку. Дети, внуки, правнуки, подопечные и уже даже их дети приезжают к «своим старикам» по мере возможностей, помогают с огородом - как никак  40 соток!

Живут Левины на две пенсии, но домашнее хозяйство – хорошее подспорье: мясо, яйца, фрукты, овощи – все свое. Кукуруза, что идет на корм домашней птице, тоже своя. На огороде, кроме кукурузы, обычно растут картошка, помидоры, огурцы, лук, морковь, свекла, чеснок, зелень. 

Урожай консервируется, замораживается и… раздается родственникам. Тяжело конечно все это хозяйство тянуть на восьмом-то десятке, но есть помощники. Да и не привыкли Левины без дела сидеть.

На вопрос, о чем мечтают, супруги Левины отвечают так: "День прожили – слава Богу! Утром проснулись живые – ну и хорошо! Что еще нужно-то?!".

Действительно, самое главное в этой семье уже есть.

 
Фото автора и из семейного архива Левиных