Радости и беды малой родины Олега Дерипаски

«Какие там могут быть беды?! Катаются, как сыр в масле!», - скажут или подумают про себя жители других, не таких благополучных хуторов Усть-Лабинского района, как Аргатов. Действительно, родной хутор – Аргатов – промышленник и меценат Олег Дерипаска не бросает и помогает, чем может. Поэтому хуторок с населением 437 человек, включая 99 детей, и выглядит как конфетка. Ничего не скажешь – повезло! Но оказывается и здесь не все благополучно. Впрочем, обо всем по порядку.
На прошлой неделе в Аргатовском клубе состоялся сход граждан. Вела его генеральный директор Фонда «Вольное Дело-Юг» Анна Придня. Послушать хуторян приехали председатель Совета депутатов Усть-Лабинского района Борис Поликин, заместитель главы района, он же атаман Усть-Лабинского РКО Виктор Васильченко и глава Железного сельского поселения, в состав которого входит хутор Аргатов – Елена Абакумова. В зале собрались хуторские активисты – около ста человек.

Безостановочное благоустройство
Сход начался с того, что Анна Юрьевна объявила о старте нового проекта благоустройства хутора.
- Мы уже реализовывали с вами не один проект: это и дороги, и тротуары. Это был интересный проект и положительный опыт, - напомнила она. - Мы делали, учитывая ваши просьбы: где и как пойдет тротуар, где нужно сделать спуск, где не повредить насаждения. Вы осуществляли настоящий строительный контроль. Раньше здесь не было ни дорог, ни тротуаров. Спасибо Олегу Владимировичу, он всегда думает о родном хуторе, сохранности жизни, здоровья и благополучия жителей. Мы не останавливаемся и продолжаем делать его самым красивым, уютным и благоустроенным, чтобы показать: Аргатов – это уникальное место, достойное быть в официальном списке лучших населенных пунктов Кубани.
Что касается проекта благоустройства, Анна Придня объяснила, что речь идет о продолжении строительства велосипедных дорожек, их продлении от Аргатова до границ бывшего хутора Сокольского. Протяженность будущей дорожки – около восьми км. Предполагается, что она станет точкой притяжения не только для спортсменов, но и будет использоваться как экотропа. В Кисловодске такие тропы есть? Есть! Почему в Аргатове не сделать, если имеется возможность?
Подворье Московского Патриарха
Храм Святого Владимира, построенный в Аргатове Олегом Дерипаской, недавно перешел в прямое подчинение Патриарха Московского и Всея Руси, теперь храм – одна из резиденций Патриарха. Повышение статуса церковной общины хутора Аргатова говорит о признании заслуг создателя и благоустроителя этого храма – Олега Дерипаски и духовенства Усть-Лабинского района. В связи с этим, по словам Анны Юрьевны, в Аргатов увеличится наплыв паломников, а также возможны визиты Патриарха Кирилла, высокопоставленных священников и епископов из Москвы и других регионов России. Патриаршее подворье - это по сути своей статус, который означает, что управление неким объектом осуществляется непосредственно Патриархом, а настоятель объекта является его представителем.

- Об их визитах в Аргатов мы будем узнавать заранее. Представляете, сколько будет паломников?! Напротив храма мы, опять же на средства Олега Владимировича, начали строить звонницу, - обратилась к собравшимся Анна Придня.
- Так паломникам же нужна гостиница! - послышались голоса из зала.
- Там поляна большая, шатры поставят! - пошутил кто-то из хуторян.
- Звонница строится, авторские двенадцать колоколов сейчас отливаются на Московском колокольном заводе, самый большой – 2 тонны. Уникальный гармоничный ансамбль колоколов будет красиво сочетаться между собой и обеспечит мощное и богатое звучание, которое не услышишь больше нигде. Аргатов прославится еще и красивыми колокольными звонами, - продолжает гендиректор.
- Как здорово! Вот это подарок! - встрепенулся зал.
- Очень хорошо! Мы этого давно ждем! - сказала пожилая хуторянка с первого ряда.
Анна Придня сообщила, что изготавливаются и купола нижегородскими мастерами. Звонница будет выполнена из того же инкерманского камня, что и сам храм. Эта территория продолжит и дальше развиваться.
Продолжится строительство вело-пешеходных дорожек
Была поднята и территориальная проблема. Дело в том, что у некоторых жителей огороды выходят за границы межеваний. В этих местах будут проходить велосипедные дорожки. Поэтому, по словам гендиректора Фонда, этот вопрос будет решаться индивидуально с каждым.
- Когда строили первые тротуары, не пострадало ни одно дерево. Мы принимали во внимание пожелания жителей и учитывали наличие деревьев на пути прокладки тротуаров, - вспомнила Анна Придня. – Точно так же будем действовать и при устройстве велосипедных дорожек. Но вам придется подумать о сохранении урожая или других посадок, расположенных на пути. Нужно все помехи устранять самостоятельно.
- Да, пусть лучше все сами сразу убирают, а то у кого-то одно дерево будет мешать на пути - ни себе, не людям! Мы это уже проходили, когда сосны сажали!, - возмущалась пожилая женщина из зала. Ее поддержали остальные. – Делайте по прямой, дело хорошее и никого не спрашивайте!
- Дорожка будет только с одной стороны, как по улице Северной или по Южной тоже?, - интересовались хуторяне.
- У нас остался один участок между дамбами, где дорожка проходит только с одной стороны. Новая будет проложена и с другой. Начало благоустройства с дамбы, ведущей к храму, с двух сторон в сторону хутора Сокольский, - ответила Анна Юрьевна.
- Ну вот, Любочка, и ты будешь по хорошей дорожке ходить, а то Ольга ходит, а ты нет! - перекрикивались между собой довольные хуторянки.
Да будет свет!
Рассказывая дальше о дорожках, Анна Юрьевна настолько обрадовала хуторян, что те от неожиданности захлопали в ладоши:
- Все дорожки, которые построим, будут освещенными!
И понеслось:
- Ого! Вот этого нам не хватает! Наконец-то дождались!- летели крики из зала.
- Ну надо же! Не придется по темноте ползать! – одобрительно кивал пенсионер.
- А кто за это освещение платить будет? Бюджет поселения не выдержит! – крикнула громкоголосая хуторянка.
Оказывается, освещение будет от солнечных батарей, поэтому бюджет не пострадает. Сил батарей хватит, чтобы в темное время суток можно было спокойно ходить. Это же не мощное дорожное освещение.
- Только сделайте так, чтобы новые дорожки не полопались, как старые, которые разваливаются и сквозь них растет трава, - попросил кто-то из сидящих в зале.
Анна Юрьевна пообещала, что новые сделают с поребриком - на этом настоял Олег Владимирович Дерипаска.
Жители попросили еще сделать дорожки с ограждением, так как с тех, что уже имеются, дети могут укатиться в речку. Пока они укатываются только в овраг - с самокатов несколько раз падали.
- Там получается достаточно опасно: резкий спуск, глубокая река и не дай Бог, ребенок упадет, вокруг не будет никого из взрослых, будет беда, - объясняет одна из хуторских активисток. – Я не разрешаю своим детям ходить по пешеходной дорожке, хотя она есть, потому что очень крутые обрывы и глубокая река.
Активистку поддержали остальные хуторяне.
- Ограждение в проекте не предусмотрено, - ответила Анна Придня. - Так проектировщики решили. Но мы подумаем, что можно сделать, возможно, натянем какие-то сетки, но об этом подумаем, когда все будет готово.
Имена для пространства

В Аргатове есть много пустых участков, поэтому Фонд «Вольное Дело Юг» решил посоветоваться с жителям хутора, как их облагородить. С руководством поселения, активом школы «Детство без границ» и некоторыми активистами представители Фонда уже обсуждали этот вопрос, теперь решили посоветоваться с остальными. Эти участки – общественные пространства. Жителям предложили высадить на этих участках плодовые деревья и дать имена.
В этом вопросе мнения жителей разделились. Большинство выступило против плодовых деревьев, в частности, яблонь.
- Кто за ними будет ухаживать? Яблоки будут гнить, а вокруг образуется грязь! - убеждали одни.
- Давайте лучше на дамбах сажать другие фруктовые деревья!, - предлагали другие.
Слово взяла директор школы «Детство без границ» Людмила Амзаева:
- Мы по проекту «Зеленая дорога», который инициирован Фондом «Вольное Дело», высадили много очень красивых деревьев с крупными листьями – павловния и с радостью готовы их передать для высадки в этих зонах.

Анна Придня поддержала Людмилу Валентиновну и предложила жителям все же подумать хотя бы насчет вишни, абрикоса или других «вкусных» деревьев, среди которых будет приятно гулять жителям и гостям хутора. И чтобы эти деревья требовали минимального ухода.
Старожилы вспоминали, что раньше в хуторе в огромном количестве на улицах росли вишни и абрикосы, которые можно было собирать и есть.
В итоге остановились на том, что нужно дамбам, на которых будут высажены деревья, дать имена: Вишневая, Абрикосовая, Сливовая, Ореховая и т.д. Чтобы это не были скучные Дамба № 1, Дамба № 2 и т.д. Жители воодушевленно согласились, что так будет намного интересней. На том и порешили.
Мусорная тема – вечная проблема
Мусорная тема в Аргатове такая же острая, как и везде. Разве что здесь нет стихийных свалок. Но кому мусорить, всегда найдется. Жители обратились к администрации поселения поставить побольше урон и мусорных контейнеров, особенно возле клуба.
Как только поднялась мусорная тема, народ в зале стал обвинять усть-лабинцев, мол, приезжают из города на отдых и оставляют после себя кучи мусора, да еще и сети ставят.
Лишь пара человек из зала решили восстановить равенство:
- Можно подумать, наши не мусорят! По вечерам сидят на лавочках, после них все урны переполнены и мусор разлетается по дорогам и дворам.
Аргатовцы обратились к гостям в президиуме с просьбой направить казачьи патрули для наведения порядка. Атаман Виктор Васильченко обещал подумать, что можно сделать. Ведь если люди отдыхают на речке, какие к ним претензии? Нужно специально караулить нарушителей.

- Пусть знают, что с ними теперь не простые жители будут разбираться, а казаки и участковый. Будут бояться!, - кричали хуторяне, смирившиеся с тем, что они и сами хороши.
- Есть еще одна проблема, и касается она самих аргатовцев, - вновь взяла слово Анна Придня. – У многих хуторян имеются теплицы, поэтому рваные куски тепличной пленки заметно портят экологию хутора, разлетаясь не только по обочинам и дорогам хутора, но и по полям. Множество фрагментов пленки приходится вылавливать из водоемов.
Действительно, подобный мусор губителен для уток, гусей и лебедей, которые живут на речке Кирпили. Аргатовцы пообещали принять к сведению и навести порядок.
И вновь Анна Придня обрадовала хуторян:
- Олег Владимирович осуществит традиционную поддержку пенсионеров Железного сельского поселения и перечислит по 350 рублей каждому пенсионеру поселения в качестве компенсации за оплаченный вывоз мусора.
Выяснилось, что платят за вывоз мусора 70 процентов от числа всех жителей Железного сельского поселения, численность которого 2575 человек, из которых 232 пенсионера.
Хозяин реки
Зашла речь о досуге хуторян. В частности, об отсутствии пляжей. А их здесь можно устроить. Если бы не одно «но». Несколько лет назад Олег Дерипаска поручил привести в порядок реку Новые Кирпили, здесь появились, как мы уже писали выше, лебеди, утки, кувшинки. Река очистилась, проснулись родники. Но не вся. Нам показалось, что в этом месте хуторянам наступили на «больную мозоль?». Народ бушевал:
- Да он же никого не подпускает! Совсем берега попутал!
- Спускает воду и русло начало зарастать камышом, рыба дохнет. Какой уж тут пляж!

Оказалось, речь идет о некоем предпринимателе Сергее Жуковском. Живет он в Усть-Лабинске, а здесь у него сначала была дача, затем он часть реки взял в аренду, зарыбил его, не дав прочистить, и начал разводить рыбу. Дальше – больше. Он, якобы, устроил здесь платную рыбалку – берет с машины 1000 рублей и разрешает ночевать, устроив кемпинг. По слухам, к нему приезжают высокие гости из числа надзорных «федералов» Кубани, Ростовской области и даже москвичи. Чуть ли не самого главного регионального прокурора здесь видели вместе с полпредством. Впрочем, доказательств прокурорско-полпредских визитов никто не предъявил.

- Нам кажется, что он здесь чувствует себя полноправным хозяином! Огородился дамбами! Я видел, как его охранник однажды мальчика прогнал, который с удочкой на берегу сидел. Это нормально?! – возмущался пожилой хуторянин.
- Сидит старичок, карасиков на удочку ловит. Я мимо иду. Подходит охранник «рыбника», начинает его оскорблять и выгонять. Не стыдно, спрашиваю, 80-летнего старика выгонять? Бесполезно, выгнал, - рассказывал другой.
- Машин по 10-15 иногда у него собирается, все крутые тачки и регионы разные! - констатирует молодой аргатовец.
- Я хотел детей покатать на надувной лодке, так он не пустил, говорит: «Привези мне с санэпидстанции справку, что твоя лодка не ядовитая для моей рыбы», - возмущался еще один хуторянин.
- Раньше на 1 мая и на Троицу все мы выходили на берег речки, отдыхали, пели песни… Теперь мы в своем родном хуторе, на нашей родной речке, на нашей кормилице, должны терпеть пришлого дельца, который решил, что он здесь хозяин?! – чуть не плачет пожилой мужчина.

- Нам нужно, чтобы речка, как раньше, была общая, чтобы вода поступала и была чистая. Сколько лет уже бьемся, бесполезно. Уже даже Путину писали! Приезжали разные проверки отовсюду, уезжали с концами. А он (Сергей Жуковский) говорит: «Это мое, моих детей, моих внуков и правнуков, так что идите отсюда!», - выкрикивает еще один житель Аргатова.
- Надо опять писать! Пусть приедут и проверят, в каком состоянии река из-за него! Река гибнет, он ее уничтожит! – считают женщины.
Возмущенные возгласы из зала не стихали:
- Если у него лохматая рука, давайте ее прикроем! Сколько можно терпеть?!
- Пупок у нас развяжется ее прикрывать! У него на все разрешения есть, не зря же его «крыша» сюда отдыхать приезжает.
- Пожары у него там случаются! Я сам помогал тушить, по просьбе его охранников. В этом году пока не было.
- Мы как-то отдыхали с детьми на речке, даже не купались. Он подходит, спрашивает, что мы тут делаем. Отвечаем, что пришли посидеть, отдохнуть. А он: «Вот когда ваш Дерипаска вас к себе домой пустит посидеть, тогда и я посмотрю, пускать или нет!», - рассказывает женщина средних лет.

- Когда он там соревнования по рыбной ловле устраивает, ни с той, ни с другой стороны к реке не подойдешь, выгоняют.
Хуторян еле удалось успокоить, насколько тема захвата родной реки для них болезненна. Если все, что они рассказали, действительно так, то обидно: родиться, вырасти и жить рядом со своей речкой и не иметь возможности к ней подойти. Это, по меньшей мере, странно. На языке так и крутится слово «оккупация».
Мы попробуем разобраться в сложившейся ситуации, пока кто-нибудь в отчаянье не навредил «оккупированной» речке, и не нанес вред всему руслу реки.
Сход продлился два часа. После его завершения хуторяне уже на улице задавали вопросы визитерам, но по большему счету, личного характера, а также уточняли подробности по обсуждаемым на сходе темам.
Фото Софьи ГРЕЙ
