В Усть-Лабинске православные готовятся к Великому посту

В Усть-Лабинске православные готовятся к Великому посту

Сплошной неделей христиане называют время без всякого поста. Отменяется поститься даже в среду и пятницу. Так начинается подготовка к одному из самых длинных и строгих постов – Великому. Без пищи животного происхождения придется обходиться семь недель. Причем самыми строгими считаются первая и последняя, страстная, недели Великого поста. Чтобы подготовить организм к таким нагрузкам, православные начинают отказываться от мясных и молочных продуктов постепенно.

Вторая подготовительная неделя начнется в этом году 3 марта, которая продлится до 9 марта и завершится Вселенской родительской субботой. В этот день принято поминать умерших родственников, особенно тех, кто умер насильственной смертью и остался без покаяния. Такие поминальные службы проходят лишь несколько раз в году. Называется эта неделя еще мясопустной: верующие отказываются от употребления мяса.

Завершает подготовку к посту третья неделя с 10 по 16 марта, которая известна под названием «Масленица» или «Сырная седмица». Венчает последний день всего времени подготовки Прощеное воскресенье, и с 18 марта начинается Великий пост.

Это лишь внешняя сторона поста. Его суть в духовном очищении. В священном писании говорится о том, что молиться легче, когда тело постится. Подготовительные недели имеют и богослужебные названия. Первая именуется Неделей о мытаре и фарисее. На вечерней службе в субботу,24 февраля, из книги «Постная Триодь» пели особые стихиры «Покаяния отверзи ми двери». В основу первой из них положена притча о мытаре: из нее взяты сравнения для изображения покаянного чувства. В основе второй песни – «На спасения стези» – лежит притча о блудном сыне. В основе третьей – «Множество содеянных мною лютых» – предсказание Спасителя о страшном суде. За все время пения «Постной Триоди» эти стихиры поются девять раз.

На проповедях после Божественной литургии исполняющий обязанности благочинного церквей Усть-Лабинского округа и настоятель Свято-Троицкого храма иерей Дионисий Шиегин пояснил смысл воспоминаний этих библейских событий:

– Господь возносит того, кто смиряется, и смиряет того, кто возносится. Если сердце человека чисто, его Господь видит и принимает его раскаяние. Фарисей благодарил Бога за то, что он не как мытарь (сборщик податей), которого все ненавидят, а соблюдает все законы Божьи и считается учителем. А мытарь со слезами в сердце попросил прощения за свои грехи, и Господь простил его, – рассказал батюшка.

После обедни самым юным прихожанам на уроках в воскресной школе также объясняют смысл богослужений.

Все последующие подготовительные недели тоже названы в честь библейских событий – о блудном сыне и Страшном суде. Богослужения также постепенно удлиняются за счет добавления текстов и молитв из «Постной Триоди». Например, напевный 136-й псалом Давида «На реках Вавилонских» напоминает человеку о его греховности и борьбе с грехом. На масляной неделе в среду и пятницу отменяется обычная обедня и заменяется постовыми молитвами святого Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего», которые сопровождаются земными поклонами, а на вечерней службе поются уже только постовые тексты.

– В последний день перед Великим постом на Литургии читается отрывок из Евангелия от Матфея, где Христос говорит о необходимости прощать всех. Выражается ключевая мысль – тоска по раю, который утратили люди после грехопадения Адама. Поэтому это воскресенье, помимо традиционного названия «Прощеное», называется еще воспоминанием Адамова изгнания, – поясняет иерей Дионисий Шиегин.

Чин прощения выделен в отдельное богослужение, которое совершается сразу после воскресной Литургии. Священники читают в алтаре специальную молитву и благословляют прихожан на Великий пост, чтобы достойно встретить главный праздник всех христиан – Пасху.

Фото Свято-Троицкого храма города Усть-Лабинска