Педагог Ирина Ивлева: «Omnia mea mecum porto»

Педагог Ирина Ивлева: «Omnia mea mecum porto»

Как мы не раз уже писали, наш маленький провинциальный Усть-Лабинск богат удивительными людьми. Живет себе спокойно человек, руководит школой на окраине, оставаясь в тени многих своих коллег. Но мало кто знает, что судьба этого человека теснейшим образом переплетается с целой эпохой современной России, что непосредственно ему пришлось приложить руку и голову к известным и малоизвестным историческим событиям не только отдельно взятого Усть-Лабинска, но и страны в целом. Именно такой удивительный человек - Ирина Ивлева – директор средней школы № 3 города Усть-Лабинска. Сегодня, в канун Дня учителя, она - наш гость.

Справка.

ИВЛЕВА Ирина Викторовна, родилась в 1957 году в г. Самарканде (Узбекская ССР), куда родители-москвичи – Виктор Николаевич и Зинаида Ивановна Каюда попали по распределению. В 1959 году вместе с родителями и старшей сестрой Людмилой переехала в Усть-Лабинск. В 1974 году окончила школу № 1. Какое-то время отработала трактористкой в прославленной 4-й бригаде Михаила Ивановича Клепикова и оператором ЭВМ в районном сельхозуправлении. Затем была учеба в университете, на факультете романо-германской филологии Кубанского госуниверситета. Окончив его, Ирина Викторовна пришла на знаменитый ЗИПе (завод измерительных приборов в Краснодаре) переводчиком технической литературы. Затем судьба сделал резкий поворот и вернула молодого специалиста на усть-лабинскую землю.

Поворот судьбы

Работа на ЗИПе была связана с изучением зарубежной электроники. Работая в секретном отделе переводчиком, Ирина тогда еще Каюда, участвовала в разработке отечественных моделей, в том числе для оборонной промышленности. По заказам наших разработчиков делала переводы из зарубежных журналов и книг, которые в то время в СССР приходилось добывать по закрытым каналам. Работать было очень интересно, впереди ждали большие перспективы, но судьба распорядилась так, что спустя три года пришлось вернуться в Усть-Лабинск. Но, как показало будущее, Усть-Лабинск от этого только выиграл.

Ирина Ивлева (стоит) с мужем, родителями и сестрой.

- Умер отец, а мама тогда сильно заболела. Выбора передо мной не стояло, пришлось вернуться, - вспоминает Ирина Викторовна. - В Усть-Лабинске я ни о чем, кроме работы переводчиком, не мечтала, но здесь они были не нужны. Мне предлагали сделать карьеру, возглавив один из отделов райкома комсомола, но я выбрала должность учителя немецкого языка в школе № 6. Так, ровно 40 лет назад, 1 сентября 1984 года, я пришла в школу и приняла руководство 10-м классом.

- Из большого города, из интересной жизни назад, в провинцию… Не тяжело было?

- Справилась, да и в школе работать было интересно. Представляете?! В 6-й школе я вдруг узнаю, что в подвале хранится целый лингофонный кабинет. Им никто не пользовался, потому что никто не умел. Это такой кабинет с кабинками, наушниками, аппаратурой, с пультами для каждой парты и каналами соединения с учителем, который дает возможность индивидуально работать с каждым учеником. Это в 1984 году! Но поскольку я и техник, и математик, решила его оживить. Все установили, подключили, и сколько я работала в 6-й школе, столько работал и этот кабинет. Ученики были в восторге! Когда я ушла в 1991 году, кабинет разобрали и вернули в подвал.

1 сентября 1984 г. Школа № 6

- Техник, математик, языки! Получается, и здесь ваши знания не простаивали?

- Получается, так. В районе 6-й школы, а это в том числе, улица Вольная, в то время жило много цыган. У меня все цыгане по-немецки читали и говорили на твердую «4», хотя у многих по русскому языку были двойки. Видимо, детям, даже цыганским, было интересно, потому что я, будучи потом и завучем, и директором, всегда считала, что интерес детей к обучению идет от учителя.

Костер «инквизиции» для школьной истории

В 1991 году в Управлении образования Ирине Ивлевой предложили перейти завучем во 2-ю школу.

- У меня было стремление познавать что-то новое, и я согласилась, - рассказывает Ирина Викторовна. – Но получилось так, что мое назначение на новую должность совпало с развалом государства. Пришла я в школу 19 августа. Это был день начала путча! Никогда не забуду. Мы сидели в кабинете директора Владимира Григорьевича Иванько, разговаривали. Вдруг по радио объявляют, что в Москву входят танки, стреляют по Дому Советов. Сложно передать захлестнувшие нас эмоции и чувства.

То, что происходило в те дни в школе, Ирина Викторовна не любит вспоминать, и нас просила по возможности не упоминать об этом. Но в данном случае она – живой свидетель тех событий, которые вряд ли где-то еще всплывут, а скрывать от потомков, хоть и неудобную, но все-таки правду, было бы большой ошибкой. Люди должны это знать.

Речь идет о варварском уничтожении всего музейного архива школы № 2. В дни августовского путча вся история школы была отправлена в большой костер во дворе. Один из завучей таким способом решил сразу уничтожить все прошлое и отдаться «светлому будущему».

- Дети спасали из огня альбомы с фотографиями по истории школы, мы с ребятами и другими учителями потом с трудом восстановили, что смогли, из обгоревших фотографий и документов, - вспоминает наша героиня. - Обгоревшие альбомы и документы переделывали, что-то вырезали, заново склеивали, раскладывали. Но музей мы заново не смогли сделать, потому что архива практически не осталось. Завуч тот почти сразу уволился, а мы остались доказывать детям, что все зависит от личности той или иной исторической персоны. В школе тогда работала моя подруга - Луиза Никитична Жидяева. Она преподавала историю и была умнейшим человеком. Мы дружили до самой ее смерти. Она знала всю историю Кубани, всю историю страны, исходила с детьми все тропы. Нам с ней тогда стоило большого труда, чтобы не только сохранить спасенные из огня артефакты, но и удержать ценность нашей истории в головах у детей.

«За высылку немцев…»

- Ирина Викторовна, знание языков помогает вам в быту?

- Конечно! В 1990-2000-е годы в Россию стали завозить огромное количество импортной техники, - объясняет педагог - А все инструкции к ним на английском или немецком. Поэтому знание языков мне очень помогало и помогает. В 1990-х, когда зарплату не платили месяцами, меня и мою семью спас немецкий язык. Я тогда заключила договор с НКО «Возрождение» от немецкого посольства в России и готовила группы российских немцев для их переезда на историческую родину в Германию. Школьный уровень это одно, а когда ты готовишь людей, чтобы они в посольстве Германии сдали экзамен на знание немецкого языка для выезда на ПМЖ, совсем другое. С моей помощью много немецких семей переехало. Подруги смеются: «Тебе нужно дать медаль «За высылку немцев из Усть-Лабинского района».

Все официально, Ирина Викторовна получала зарплату, работала в свободное время и по выходным. Но основной работой была школа.

Другие школы, другие задачи

После 2011 года, когда Ирина Викторовна ушла из 2-й школы, ей довелось поработать директором школ № 30 в бывшем хуторе Октябрьском (Аргатов) и № 12 в станице Некрасовской. Везде были свои задачи и свои проблемы, которые Ирина Викторовна научилась решать без особой суеты. Наверное, именно поэтому руководство управления образования и «кидало» ее на самые проблемные участки работы. Везде, где приходилось работать, есть что вспомнить. С особой теплотой Ирина Викторовна вспоминает работу в некрасовской школе, где вместе с учителем кубановедения Нелли Дмитриевной Степановой создавала в школьном музее «кубанскую горницу».

- Мы с учителями возродили школьный музей, а Нелли Дмитриевна и сейчас им руководит, - делится Ирина Ивлева. - Раньше это была одна комната, где размещались и музей станицы, и музей школы. Я предложила занять еще одну комнату - для «кубанской горницы», которая бы смогла передать атмосферу быта традиционной казачьей хаты. И мы ее сделали, как настоящую! Там до сих пор масса моих вещей из дома. Одеяло, которым я укрывала своего ребенка, патефон моих родителей… После ухода я там больше ни разу не была, и у меня щемит сердце, когда я представлю, что захожу туда вновь. Очень боюсь, что уйдет Нелли Дмитриевна и весь этот изумительный музей разорят, как разорили его в нашей 3-й школе.

Особая школа

Так, беседуя о прошлом, мы и подошли к теме школы, которой Ирина Викторовна руководит уже 13 лет. За это время здесь до неузнаваемости изменилось практически все: современный ремонт и оборудование для уроков, возрожденный музей, спортзал и спортплощадка, ухоженный и чистый двор. Многое из этого, конечно удалось добиться, благодаря муниципальным и краевым программам, но и руку опытного хозяйственника видно невооруженным взглядом.

Ирина Викторовна во дворе школы № 3.

- В 2011 году предложили возглавить 3-ю школу. Здесь тогда за год сменилось три директора и работы был непочатый край. Мне удалось собрать неплохую команду и заразить коллектив новыми идеями, - рассказывает директор.

- Ирина Викторовна, еще лет 5-7 назад не раз приходилось слышать, что многие родители, стоявшие перед выбором между 2-й или в 3-й школой, выбирали вашу. Мотивировали так: в 3-й школе проще, меньше пафоса и игр в догонялки за административными и меценатскими плюшками. Сколько сейчас детей в школе, как вы оцениваете свой преподавательский состав и почему все-таки у вас проще?

- Школа действительно не очень простая, - говорит Ирина Викторовна. - Особенность в том, что здесь рабочий микрорайон, многоэтажки, заводские общежития, много квартир в аренде, детский реабилитационный центр. Это все сказывается на контингенте. Когда построили сиротские дома, стало сказываться еще больше. Сейчас у нас 770 учащихся. У нас есть показатель, который о многом говорит. Это ИСБШ (индекс социального благополучия школьников). Из него следует, что примерно 30% наших учеников живут в неполных семьях и всего 20 % родителей имеют высшее образование. Мы все понимаем и не требуем от детей пытаться прыгать выше собственной головы. Видимо, поэтому и считается, что у нас проще. А на самом деле образовательная программа единая и одинаковая для всех школ.

В школе № 3 много одаренных детей, которые побеждают не только на местном уровне, но и в краевых и федеральных конкурсах, олимпиадах и соревнованиях. Об этом говорит целый арсенал всевозможных кубков и других призов, полученных ребятами и педагогами.

- Когда пришла, поняла, что здесь тоже работали люди творческие, но что-то пошло не так, - рассказывает директор. - И я решила делать то, что могу я: организовать, украсить школу, привести в порядок, набрать учителей таких, которые будут работать. Те, кто не хотел, ушли сами в первые два месяца. Сейчас учителей вообще очень трудно найти. После пандемии их особенно не хватает. 

Молодые учителя приходят, и мы очень рады, когда они остаются. У нас такие есть. Это учитель начальных классов Валерия Эдуардовна Субботина. По программе «Земский учитель» приехала из Донецка учитель английского языка Ромащенко Людмила Алексеевна, раньше она, как и я, работала переводчиком. Уровень преподавания языка у нее очень высокий, и я надеюсь, что показатель по этому предмету у нас поднимется. По программе «Учитель Усть-Лабинска» в этом году к нам пришла молодой учитель математики – Татьяна Вячеславовна Миллс. После декретного отпуска вышла молодой преподаватель Валентина Алексеевна Долженкова, но я ее уже взяла не учителем, а своим заместителем по воспитательной работе. Она с успехом осваивает все, что приходится делать, и с административной должностью справляется на отлично.

С особой гордостью упомянула Ирина Викторовна преподавателя русского языка и литературы Светлану Викторовну Кураеву – человека творческого характера, внесшего большой вклад в развитие школы. Она неоднократно награждалась грамотами и была победителем различных всероссийских конкурсов. Есть грамота, которая была вручена ей непосредственно в Государственной Думе. Работы Светланы Викторовны связаны с сохранением традиций Кубани и с развитием русского языка. Однако, замечают далеко не всех и не всегда.

- Учитель начальных классов Ирина Анатольевна Алейникова проработала в нашей школе 41 год! – рассказывает наша героиня. - Она великолепный учитель, «ее» дети до 11 класса подтверждают свои знания. Когда два года назад вдруг обнаружилось, что у нее за все время работы нет ни одной награды, я направила ходатайство и Ирину Анатольевну наградили почетной грамотой Министерства просвещения РФ. Вы не представляете, как она была рада! Первая награда за столько лет! В этом году она вновь взяла первоклашек. На самом деле, в школе немало учителей, достойных наград, которые пока еще их не имеют.

Omnia mea…

Ирина Викторовна Ивлева уверена, что у школы № 3  большие перспективы, хотя еще нужны преподаватели английского языка, математики, русского языка и литературы, чтобы разгрузить тех учителей, которые есть. Потому что большое количество часов не дает педагогам возможности творчески развиваться, а значит, совершенствовать свои навыки по обучению тех, кто уже здесь, и тех, кто еще придет за знаниями в эту «особую школу».

Фраза древнегреческого философа Цицерона: «Все своё ношу с собой», стала для Ирины Викторовны кредо.

- Omnia mea mecum portо… Многие ошибочно полагают, что речь идет о мешках с вещами, - смеется она. – На самом деле Цицерон имел в виду духовное богатство, знания, умения и опыт. Вот и мой опыт, как и покорившиеся мне когда-то языки Цицерона, Шекспира и Канта всегда со мной.

- С праздником вас! С Днем учителя и 40-летним юбилеем педагогического стажа.

Фото автора и из семейного архива И.В. Ивлевой.