Станислав Гайнюченко побывал на совещании в Госдуме
Обсудили вопросы развития опорных населенных пунктов
Накануне, 25 ноября 2024 года, в Государственной Думе РФ состоялось совещание на тему "Бизнес как стратегический партнер при формировании и развитии социальной среды опорных населенных пунктов". В мероприятии в числе приглашенных глав российских муниципалитетов – Нижнего Новгорода, Ярославля, Тамбова и других регионов присутствия компаний промышленника Олега Дерипаски, принял участие глава Усть-Лабинского района Станислав Гайнюченко. Совещание провела заместитель председателя Комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Наталья Костенко.
Об «опорных населенных пунктах» (далее – ОНП) - новом для россиян понятии - говорил в своем ежегодном послании Федеральному Собранию Президент России Владимир Путин. Он поручил определить перечень, в который должны быть включены не менее двух тысяч городов, городских агломераций и сельских населенных пунктов во всех российских субъектах.
На кадастровых сайтах можно найти обозначение новому термину «опорный населенный пункт». Это населенный пункт, на базе которого осуществляется ускоренное развитие инфраструктуры, обеспечивающей реализацию потребностей населения одного или нескольких муниципальных образований, и отвечающий следующим критериям:
• не входит в границы городской агломерации;
• имеет территории для перспективного развития и застройки;
• находится далее чем на 50 км от населенного пункта с численностью населения более 50 тыс. человек;
• численность населения от 3 до 50 тыс. человек;
• совокупная численность населения на прилегающих территориях не более численности населения ОНП;
• численность населения за 5 предшествующих лет снизилась не более чем на 5 процентов;
• есть круглогодичная автомобильная связь с административным центром;
• более половины населения имеют доступ к объектам инфраструктур.
– Сегодня механизмы привлечения бизнеса в строительство социальных объектов ограничиваются государственно-частным партнерством и концессионным соглашением. Однако они предполагают заинтересованность предпринимателей в эксплуатации объектов и извлечении прибыли непосредственно в ходе проектов. Это делает невозможным использование данных механизмов в сферах, где имеется потребность в оказании бесплатных или частично субсидированных услуг для населения. Входя в социальный инвестиционный проект, бизнес может предполагать отложенную во времени компенсацию понесенных расходов, что не мешает достижению социального эффекта, в том числе повышению привлекательности для работы и проживания населения мест, где предприниматель-инвестор осуществляет свою основную деятельность, - отметила Наталья Костенко. - Действующее законодательство об инвестиционной деятельности не содержит комплексного механизма, который позволил бы предпринимателю, осуществляющему строительство и реконструкцию социального объекта «под ключ», получить компенсацию расходов в случае, если налоговых льгот явно недостаточно для покрытия затрат на реализацию проекта».
Руководители на местах должны обеспечить разработку, утверждение и реализацию программы по развитию ОНП (с распределением мероприятий по годам и указанием источников финансирования) в рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни».
- У «опорных» населенных пунктов, по мнению участников встречи, есть все условия, чтобы стать точками роста для пространственного развития муниципалитетов. Основная цель инвестора при реализации таких проектов - не получение прибыли, а улучшение качества условий жизни людей на территории присутствия, - отметил Станислав Гайнюченко.
На совещании пришли к выводу, что главным механизмом для работы таких населенных пунктов могут стать различные программы государственно-частного партнерства, когда интересы обеих сторон будут учитываться с учетом стратегического планирования развития территорий. Руководству Усть-Лабинского района предстоит определить такие ОНП на территории муниципалитета.
Фото пресс-службы Государственной Думы РФ