Что ожидает таксистов после введения закона о локализации автомобилей

С марта 2026 года в России начнёт действовать новый закон, регулирующий локализацию автомобилей, используемых в сфере такси. Согласно этому закону, все новые автомобили, желающие работать в такси, должны быть произведены в России и соответствовать определённому уровню локализации — не менее 3200 баллов, что аналогично требованиям для государственных закупок. Уже зарегистрированные в реестре такси автомобили смогут продолжать работать до момента их списания, а бизнес-такси и премиальные тарифы не попадают под новые требования, сообщает издание «Известия».
Что касается разрешённых к использованию автомобилей, то в реестр такси попадут только те машины, которые либо соответствуют уровню локализации, либо были произведены по специальному инвестиционному контракту, заключённому после 1 марта 2022 года.
На данный момент в список входят в основном модели таких марок:
- Lada,
- УАЗ,
- Москвич,
- Evolute,
- Voyah.
Машины, собранные на бывших заводах Volkswagen, Hyundai, Nissan, Mercedes, а также большинство китайских моделей, не соответствуют новым требованиям. Официальный перечень допустимых моделей Минпромторг обещает опубликовать до конца текущего года.
Для самозанятых и индивидуальных таксистов ситуация усложнится. Если их автомобили не соответствуют новым требованиям, они не смогут легально работать в такси, даже если машина новая и исправная. Это может привести к тому, что многие уйдут из отрасли или начнут работать нелегально, через чаты и мессенджеры, что увеличит риски для пассажиров. Специальных программ или субсидий для замены машин у самозанятых не предусмотрено, а получить автокредит на коммерческую машину не всем доступно.

Эксперты считают, что эти нововведения могут привести к сокращению числа водителей и машин, особенно в регионах и среди самозанятых. В результате может возникнуть дефицит такси. Прогнозируется, что цены на поездки вырастут на 30–40%, а время ожидания — увеличится. В регионах предположительно легальный рынок такси уйдёт в «серый сектор».
Что касается каршеринга (краткосрочная аренда автомобиля), то Минпромторг поддерживает введение требований по локализации и для этого сегмента, сообщает ТАСС со ссылкой на главу министерства Антона Алиханова. В ведомстве планируют ускорить принятие соответствующего закона, аналогичного тому, что касается такси.
Напомним, что на Кубани уже наблюдается заметный дефицит водителей такси - в некоторых таксопарках этот показатель достигает 50%. Причины этой проблемы заключаются в ужесточении нормативных требований и отсутствии поддержки со стороны государства.
Аналогичная ситуация в сфере общественного транспорта. Так в муниципальном предприятии «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление» дефицит кадров достиг 31%.