Новые подробности жизни и смерти изобретателя Кузьминского

Новые подробности жизни и смерти изобретателя Кузьминского

Как мы уже писали, Татьяна Курятникова - петербургский историк и писатель родом из Усть-Лабинска – готовит к изданию очередную книгу. Она посвящена биографии гениального, но увы, сегодня практически забытого российского инженера-изобретателя, штабс-капитана Павла Дмитриевича Кузьминского.

В Усть-Лабинске его именем названа одна из улиц, что идет параллельно Красной (От Артиллеристской до Гагарина). В Санкт-Петербурге, на доме № 37 на 6-й Линии Васильевского острова, где жил Павел Кузьминский, установлена памятная доска к 60-летию со дня кончины, в 1960 году. Тогда Исполком Ленгорсовета обязал Управление культуры изготовить и установить мемориальную доску русскому инженеру. Еще одна памятная доска установлена в Болгарии.


Памятная доска в Санкт-Петербурге


И в Болгарии

До того, как Татьяна Курятникова начала работать над книгой о Кузьминском, информация об этом человеке имелась в Википедии (Татьяна Курятникова относится к ней скептически) – много неточностей и написано в общих чертах, без подробностей. Последние же печатное упоминания о нем датируются 1952 годом.

Известные факты

Так, до работы Татьяны Михайловны в архивах, было известно, что родился Павел Дмитриевич в станице Усть-Лабинской в 1840 году. Тогда Усть-Лабинская была совсем молодой, всего 46 лет. Окончил в Санкт-Петербурге Морской корпус, затем Корпус инженеров-механиков и, получив звание механика третьего разряда 6 октября 1867 года, Павел Кузьминский был переведён в 8-й Флотский экипаж под командование капитана 1-го ранга Николая Яковлевича Шкота. В том же году стал членом Технического общества и оставался там до своей кончины. Получил звание штабс-капитана.


Санкт-Петербургский Морской корпус

До 1884 года служил на флоте инженером-механиком, затем старшим механиком Болгарской флотилии и там же, в Болгарии, преподавал механику (на самом деле – геометрию И.Г.) в земледельческом училище. По информации Википедии является организатором и первым распорядителем морской библиотеки, основателем Болгарского Технического Общества в Русе (Болгария) и учредителем первого Болгарского технического общества. В России работал на Балтийском судостроительном заводе и был одним из организаторов создания воздухоплавательного отдела Императорского Русского Технического Общества (ИРТО).

Кузьминским была разработана новая форма судового корпуса - тетраэдровидная. Шлюпка, построенная по его проекту, показала хорошую маневренность и увеличенную скорость движения.

Три года – с 1881 по 1884 – он работал над изобретением гидравлического динамометра. В 1886-87 годах создал газопарород (двигатель, работающий на газовой смеси). Первая турбина построена в 1892, вторая - в 1894 году. Она работала на парогазовой смеси, получаемой в другом изобретении Кузьминского – камере сгорания газопаророде.

На этом общеизвестная информация иссякает и благодаря Татьяне Курятниковой, всплывают новые, никому доселе неизвестные факты из жизни нашего героя. Поскольку книга еще не вышла, то нашему изданию выпала честь первым опубликовать часть эксклюзивнейшей информации. Конечно же, с разрешения историка.

Изобретатель русолёта

По словам Татьяны Курятниковой, в 1890 году Павел Дмитриевич нашёл формулу вычисления поверхности профиля винта. Он писал, что нашёл: «до тех пор неизвестную в геометрии поверхность, которую я назвал в честь России - русской поверхностью, или «русоидом». Эту математическую формулу одобрил математик Чебышев. В 1894 году создал небольшую модель русолёта и предложил её бесплатно Военному ведомству, с тем чтобы оно построило действующую модель. Но Главное инженерное управление уведомило изобретателя, что его предложение «не может быть принято для целей Военного ведомства».

Более ранний его проект, озвученный в мае 1884 года VII отделу Русского технического общества, представлял собой «крыльчатый аэроплан» на шасси велосипедного типа, с довольно большими колесами, установленными в одной плоскости с осью колёс. Таким образом, Кузьминский первым доказал, что колёса нужны летательному аппарату для разбега.

Сын и брат офицера

Уже в наши дни на одном из заседании секции истории авиации, один из выступавших, читая доклад, упомянул, что турбины для самолетов впервые разработал Павел Кузьминский. Оппоненты начали говорить, что возможно это не те турбины и их разработал кто-то другой. Эта тема заинтересовала Татьяну Михайловну, и она начала «копать». В Публичной библиотеке она нашла единственную статью о нем, опубликованную в «Известиях Академии Наук» (№2, 1952 года). Сборник назывался «Люди русской науки».

- Один послужной список и ни слова о нем, как о человеке, - сетует Татьяна Курятникова. - Узнала, что именем Кузьминского названа улице в Усть-Лабинске. Во времена моей молодости не помню, чтобы она была. Возможно, назвали уже после моего переезда в Ленинград. Звоню в районный архив, прошу найти информацию о нем, спрашиваю, нет ли метрической церковной книги. Оказалось, что ничего нет.

Тогда Татьяна Михайловна отправилась в Военно-морской архив. После долгих поисков удача улыбнулась - нашла письмо отца Павла Кузьминского – тоже морского офицера, который писал директору Морского кадетского корпуса прошение о переводе сына Павла из Воронежского Михайловского кадетского корпуса в Санкт-Петербургский Морской корпус. Это была единственная, на тот момент, зацепка. Семья Кузьминского!

Никто никогда ничего о ней не знал и не писал. А ведь получается, что эти люди тоже жили в Усть-Лабинской. Найти удалось немногое. Отец - Дмитрий Кузьминский. Отчество неизвестно. Был осужден морским судом как квартирмейстер за какую-то растрату, разжалован, лишен орденов и других наград, и направлен в 5-ю штрафную роту в крепость Сухум-кале. Старший брат – Георгий Кузьминский, (о котором стало известно из воспоминаний А.Н. Крылова, и кому был передан после смерти архив Павла Дмитриевича) генерал-лейтенант, также проживал в Санкт-Петербурге на Васильевском острове. Больше никаких следов. Возможно из-за досадной путаницы царских архивариусов.


Брат Павла Кузьминского - Георгий Дмитриевич, еще в звании полковника.  

- В архиве мне удалось найти послужные и формулярные списки Павла Дмитриевича, - вспоминает Курятникова. - В них указано происхождение: то дворянское, то из «обер-офицерских детей». Разные года рождения: то 1840, то 1839. Послужных списков всего пять. Начинаю сравнивать – везде нестыковки - разные даты рождения. В своей книге я так и написала, привела все архивные данные.

Благодаря Военно-морскому архиву Татьяне Курятниковой удалось выяснить, что после окончания Санкт-Петербургского корпуса Кузьминский поступил в корпус инженеров-механиков, где получил дополнительное образование. Оттуда он вышел готовым инженером-механиком и получил возможность работать в мастерской адмиралтейских Ижорских заводов: изготавливать и ремонтировать детали судов. В это время шла Русско- турецкая война 1877-1878 годов.

Помощник Менделеева

По окончании курсов Павлу, как лучшему ученику выпуска, позволили стать вольнослушателем механического факультета Технологического института. Там он познакомился с Дмитрием Ивановичем Менделеевым. Вместе с ним Павел вошел в состав Русского Императорского Технического Общества, и Менделеев, оценив по достоинству способности молодого инженера, пригласил его работать вместе с ним в университете. В декабре 1879 года вышел приказ о том, чтобы в распоряжение профессора Д. И. Менделеева перевести П.Д. Кузьминского. Они производили совместные опыты, в том числе по трению твердых тел в жидкости. В общей сложности они поставили 429 опытов. Менделеев и Кузьминский проработали вместе два года. Получалось так, что Менделеев давал Кузьминскому первоначальные идеи, а Кузьминский воплощал их в жизнь. В итоге Кузьминский изобрел свой знаменитый динамометр – прибор, определяющий силу судового двигателя. Сейчас этот динамометр хранится в Центральном Военно-морском музее.



Изобретением заинтересовалось Военно-морское ведомство. Оно отдало приказ изготовить такой прибор на Адмиралтейском заводе и установить его на одну из царских шлюпок. Конкретно - на шлюпку «Царевна». Однако позже, на «Царевну» всё-таки установили другой двигатель - системы Бельвиля. Самолюбию Павла Кузьминского был нанесен мощный удар. Но он не сдался.

Создатель самолетов

Мнение специалистов, изучавших работы Кузьминского, сводятся к тому, что наш изобретатель на 15-20 лет опережал все открытия. Когда он изобрел динамометр, то заявил, что для двигателя нужны не только пары бензина, но и добавление угольной пыли, и только через 25 лет стали внедрять ту самую угольную пыль, которая увеличила работу двигателя в разы.

- Почитав записки Императорского технического общества с 1867 по 1905 год, я сделала выписки с каждого заседания, - рассказывает Татьяна Михайловна. - На них сравнивалась работа зарубежных ученых и наших, в частности, Кузьминского. И оказалось, что именно он является первооткрывателем очень много законов механики, но… имена на изобретениях стоят немецкие. Павел Дмитриевич был очень скромным человеком, не имевшим в нужных кругах ни покровителей, ни заступников. Можно сделать вывод, что изобретения попросту украли и продали за границу. 

И только когда Кузьминский умер, наши именитые ученые стали добиваться того, что имя Кузьминского нужно восстановить, прежде всего потому, что именно он является первооткрывателем многих законов. По сути, он одним из первых изобрёл действующую модель самолёта. Павел Дмитриевич был официальным оппонентом VII Воздухоплавательного отдела по проектам летательных аппаратов Циолковского и Можайского! И всех других, которые присылали в Техническое общество изобретатели со всей России. 

Татьяна Михайловна утверждает, что ей не раз приходилось слышать: если бы тогда была принята модель Кузьминского, то в России уже в самом начале Первой Мировой войны были бы свои самолеты с реактивными двигателями!

Болгарский пленник

Работая в Болгарии, Кузьминский проделал большую работу по превращению множества разнокалиберных судов в полноценный флот.

Во время нахождения Кузьминского в море в Болгарии, изменилась политическая обстановка. Болгария была Княжеством в составе Турции и находилась под протекторатом России по Сан-Стефанскому договору, но Княжество хотело получить самостоятельный статус. Власти европейских государств потребовали от России покинуть страну в трёхдневный срок, а царь Александр III объявил, что все, кто не успеет покинуть Болгарию в указанный срок, лишатся русского подданства.

Кузьминский об этом не знал. Он слишком поздно вернулся из плавания, и не успел покинуть Болгарию, за что был лишён российского подданства. В Википедии говорится, что Кузьминский поселился на острове посреди Дуная, на границе Болгарии с Румынией, объявил остров независимым государством, а себя — царём «Павлом-Первым и единственным». Таким образом он провёл на острове почти год, затем его российское подданство было восстановлено. Но историк утверждает, что это не совсем так.

- Так представил положение Кузьминского в своих воспоминаниях академик Крылов!, - рассказывает Татьяна Курятникова. - Но ситуация Павла Дмитриевича была более драматичной, чем описано в Википедии. Его, по приказу вице-адмирала Рожественского, сначала несколько раз арестовывали, держали под домашним арестом, а затем перевели на судно «Взрыв», где он находился в одиночном заточении. Потом его чуть не расстреляли, о чём он сам вспоминал в своих записках.

По информации Курятниковой, ни на каком болгарском острове Павел Дмитриевич не отсиживался. Один из русских морских офицеров вывез его с судна и помог перебраться в румынскую деревню, где он жил 8 месяцев, пока добивался гражданства и пока шла война Болгарии с Сербией. Позже император Александр III вернул ему гражданство и позволил вернуться в Россию.

Потерянный для истории

В России Павлу Дмитриевичу пришлось нелегко. Много сил, времени и нервов он потратил он на то, чтобы добиться получения военной пенсии. Всю свою жизнь Кузьминский был настолько погружен в свою работу, что не обзавелся ни женой, ни детьми. Он так и жил, и продолжал работать, даже не имея своего жилья. Все квартиры, в которых он проживал, были съёмные. Когда он умер, оказалось, что все его имущество – это чертежи приборов.


Дом в Санкт-Петербурге, где жил П.Д. Кузьминский

Он умер на стыке двух веков, в апреле 1900-го. Тихо, в полном одиночестве. Удалось найти запись в Метрической книге собора св. Андрея Первозванного, которая гласит: «Отставной капитан инженер-механик Кузьминский П.Д. скончался 7 апреля от паралича сердца, погребён 10 апреля 1900 года на Смоленском православном кладбище».

В это время делегация от Технического общества готовилась к участию в Парижской выставке, где предстояла демонстрация двух приборов Павла Дмитриевича, и куда он сам собирался ехать. Как выяснилось позже, это были модель русолёта и динамометр.

- Я удивилась, что после смерти Кузьминского академик Крылов, у которого хранился архив изобретателя и которому Техническое общество поручило написать его биографию, неправильно указал дату смерти и фамилию Кузьминский - без мягкого знака. После смерти Павла Дмитриевича через Сиротский суд, с большими трудностями, по запросу ИРТО, был получен его архив для составления биографии. Но Крылов биографию так и не составил, а архив в итоге забрал брат Кузьминского. Куда архив делся потом, неизвестно. Я думала, что с биографией брата найду имя матери и отчество отца, но пока не получилось, - сожалеет Татьяна Михайловна.

На Смоленском кладбище точное место последнего приюта великого инженера-изобретателя неизвестно. Многие захоронения того периода на определенном участке кладбища разрушены, надписи на памятниках стерлись, а архивные книги в кладбищенской администрации не сохранились.


Личная подпись Кузьминского (нижняя), сохранившаяся на одном из архивных документов.

Возможно, после выхода книги найдутся люди, обладающие еще неизвестной никому информацией о Павле Дмитриевиче Кузьминском, человеке, много сделавшем для силы и мощи российского флота, но почти потерянном для истории. Хотя он сам - не только часть истории России, но и частичка нашей, усть-лабинской истории, которую нужно помнить, и, по возможности, возрождать. Этим Татьяна Курятникова и занимается.

Инна ГРИГОРЬЕВА

Усть-Лабинск – Санкт-Петербург – Усть-Лабинск