Кто научит Родину любить?

Кто научит Родину любить?

Юные устьлабинцы считают, что их неправильно учат патриотизму

Учитель - ученику:

- Машем флажками активнее!

- Я больше не хочу, мне жарко!

- А кому сейчас легко?!

- Нам еще долго здесь стоять? Я устал уже!

- Отчего ты устал? Мы всего 15 минут стоим. Сейчас другие ребята выступят, и все закончится. Так, ребята, внимание! Когда вы видите, что вас снимают, активней машите флажками и улыбайтесь, вы должны выглядеть счастливыми! Улыбайтесь, я сказала!

(Из подслушанного на недавнем торжестве)

«Не держите нас за дураков!..»

Как вы уж поняли, речь пойдет о «патриотическом воспитании» современной молодежи. Точнее, о том понятии, которое в это словосочетание привыкли вкладывать официальные лица. Сама по себе цель воспитания патриотизма в душах юных россиян, тем более в наше время, когда благодаря интернету идет настоящая битва идеологий, крайне необходима. Но почему тогда от самой фразы «военно-патриотические мероприятия» веет какой-то казёнщиной и бюрократизмом? 

Мы взяли на себя смелость провести небольшой анализ и выяснить, какие методы действительно прививают молодежи патриотизм, а какие вызывают только отторжение.

На прошлой неделе мы попросили нескольких родителей поговорить с детьми – мальчиками и девочками от 14 до 18 лет – и спросить у них «без цензуры», как они относятся к сегодняшнему патриотическому воспитанию в школах, что им нравится и что не нравится. Главным условием опроса было говорить только правду. Люди согласились, но, по понятным причинам, на условиях анонимности. Вот, что мы узнали.

М, 16 лет: «Настоящий патриотизм не должен навязываться извне, он должен идти изнутри человека. А то, что я вижу в нашей школе, да и вообще везде - сплошная показуха».

Д, 18 лет: «Когда нас в школе заставляли в приказном порядке приходить на какие-то праздники, это отталкивало, потому что было обязаловкой. У меня прадед воевал, дошел до Праги, там погиб. На 9 мая я бы сама с удовольствием пришла на площадь и возложила цветы к мемориалу, постояла бы, подумала, но нас пригоняли намного раньше, мы еще долго стояли, ждали, пока кто-то выступит с трибуны. Это очень не нравилось, убивало для меня лично весь смысл праздника. А вот военные песни, которые включали на площади, очень нравились. И «Бессмертный полк» тоже! Кажется, что живые и мертвые идут в одном строю, и мне тоже хотелось идти с ними. Мощно было!».

Д, 14 лет: «В школе учитель разговаривает с нами о патриотизме, но мало. Хотелось бы узнавать о героях больше. Помню, рассказывала про газовые камеры, очень интересно было слушать».

М, 18 лет: «Когда учился в школе, не нравились «Разговоры о важном», было совсем не интересно. Самое главное, чтобы патриотизм не насаждался насильно – это инстинктивно отвергает. Лучше бы нам предложили что-то, что понравится и западет в душу. Например, уроки истории. Причем важно, чтобы история преподавалась на должном уровне, чтобы нам было интересно слушать и задавать вопросы. Еще нужна работа с лидерами мнений. Мы видим своих кумиров-блогеров в интернете на экранах каждый день. Для многих блогеры авторитетнее, чем родители. Значит, нужно предлагать блогерам рассказать их аудитории о чем-то важном и продвигать патриотических блогеров».

Д, 14 лет: «Я не понимаю, зачем нас сгоняют на какие-то мероприятия, и мы там стоим по стойке смирно. Летом или весной, года два назад, у нас две девочки в обморок упали, потому что очень жарко было, а стоять пришлось долго. С тех пор я боюсь этих торжеств. Думаю, а вдруг я тоже упаду на виду у всех. Вот позорище будет! Я как-то спросила учительницу, зачем нам надо быть там. Она ответила, что пришло такое указание из образования - чтобы народу было больше. Я считаю, что это не правильно. Пусть лучше нам больше рассказывают про подвиги на войне, чем заставляют выслушивать длинные речи каких-то людей и долго стоять на солнце».

Д, 16 лет: «Каждую неделю одно и то же! Такое чувство, что нашим учителям самим эти темы не интересны, которые в разговорах о важном. У нас один мальчик как-то задал вопрос на уроке про службу по контракту вместо армии, можно или нет. Учительница сказала, что вопрос не к ней. А зачем тогда она? Если что-то рассказывает, то очень скучно и все время в книгу подглядывает. Лучше бы нам кино показывали, только новое, современное».

М, 16 лет: «То, как у нас проходят линейки и торжества всякие – зрелищно и торжественно, и это хорошо. Но постоянно ведь одно и то же. Так и хочется, чтобы скорее закончилось. Один раз нас заставили стоять на «Вечном огне», не помню, в какой праздник. Было очень холодно, мокрый снег и ветер, у меня чуть уши не отвалились. А я еще венок держал. Кто-то выступал со сцены, но я не слушал, у меня она мысль была – скорей бы в тепло. Какое уж тут чувство патриотизма. Лучше бы к нам в школу интересных людей приглашали: «афганцев», «чеченцев», парней с СВО. Чтобы они рассказывали правду о войне, о современном оружии, технике и о том, как они сами там воевали».    

М, 16 лет: «Не хочу слушать незнакомых людей, которые иногда приходят к нам в школу в парадной форме с медалями и рассказывают истории, которые легко можно найти в интернете. Я немного разбираюсь в наградах и вижу, что у гостя нет ни одной боевой, одни юбилейные. Зато нам его представили как героя войны. Какой?! Он по возрасту как мой дед, лет 60-65. А он в парадном кителе чешет нам про Великую Отечественную. За дураков нас не надо держать. Классе в 1-2 еще прокатило бы, но не в 10-м».

Как становятся патриотами

Мы решили поинтересоваться у уже состоявшихся взрослых, что именно в каждом из них воспитало любовь к Родине.

Станислав ГАЙНЮЧЕНКО, глава Усть-Лабинского района:

-  С детства с папой смотрел новости в 21.00 по Первому. Всегда обсуждали события с ним. В пятом классе купил дневник с флагом и гимном РФ (это 2000 год), хотя тогда были модными школьные принадлежности с иностранными звездами. В то же время пришел к власти Владимир Владимирович Путин. И меня, как любого мальчишку, вдохновлял сильный и энергичный Президент. И мы на него равнялись, старались не подводить. Помню, мне нравилось, когда первые флаги начали размещать на зданиях, домах, школах в середине 2000-х. Развивающийся флаг России – для меня это всегда до мурашек!

Дмитрий СМИРНОВ, глава Усть-Лабинского городского поселения:

 - В юности я часто слушал рассказы своей бабушки о подвигах советских солдат, об их отваге. Она всегда рассказывала о патриотизме с особым теплом и гордостью, вспоминала, как во времена ее молодости люди объединялись ради общей цели, защищали свою страну и ценности, которые любили. Школа также наложила след на мое понимание патриотизма. Кроме основных уроков, где нам часто говорили о том, как важно помнить историю своей страны, как люди жертвовали собой ради свободы и мирного будущего, проводились военно-патриотические мероприятия, напоминающие о важности таких чувств, как мужество, честь и преданность.

Галина РАТНИКОВА, генеральный директор Фона «Вольное Дело-Юг»:

- Семья, ее отношение к стране, чувство ответственности за нее, а потом и моя личная вовлеченность в реализацию проектов для страны. Я думаю, привить молодежи чувство патриотизма можно соучастием и честностью с ними. Ну и, конечно, чтобы любить Родину, надо ее знать. Уроки истории, познавательные поездки по стране - когда человек увидит и узнает многообразие своей Родины, чувство гордости, любви и патриотизма у него точно проснется.

Николай ВОРОБЬЕВ, участник боевых действий на Северном Кавказе, участник СВО:

- В моем случае это советские фильмы, песни и мой Отец. Дети ведь как губка, они впитывают все, что их окружает. Пример: к вдове СВО с детьми регулярно приезжают с поддержкой люди, чтобы помочь, неважно чем, просто помочь. Даже молча посидеть. Дети видят, что дяди и тети приехали не конфеты пожрать, а действительно помочь. Потом им мать будет говорить, что это хорошие дяди и тети. Но тут условие - всё нужно делать и говорить искренне. Дети чувствуют ложь, их нельзя обманывать. Хотелось бы, чтобы вернулось НВП (начальная военная подготовка) в полном объёме. Можно даже приглашать ветеранов СВО для проведения уроков или консультаций.

Павел ГОРДЕЕВ, участник боевых действий на Северном Кавказе, участник СВО:

- Патриотизму меня воспитала советская школа обучения, книги "Как закалялась сталь", "Бокс за колючей проволокой" и многие другие на военную тематику. Реальные герои для меня - мои предки-казаки, мой род, предки, воевавшие в Гражданскую и Великую Отечественную войну, а также события на Северном Кавказе, где  уже я сам принимал участие.

Ирина ЯСЬКИНА, начальник Отдела культуры администрации Усть-Лабинского района:

-  Я, безусловно, воспитывалась на патриотических фильмах, книгах, песнях, хотя мне кажется, что мы были уже рождены патриотами. У нас были свои герои в школах, с кого мы брали пример, и старались быть на них похожими. Это были наши педагоги, деды-ветераны. Сейчас нужно пробуждать в молодом человеке дремлющий патриотизм. Именно пробуждать, но не навязывать. Ни полюбить, ни разлюбить Родину по приказу невозможно, но если мы не привьем или не разбудим в них это чувство, то потеряем целое поколение, а это повлечет за собой глобальную катастрофу.

Виктория ГОСТЕВА, главный редактор газеты «Сельская новь»:

-  Любовь к Родине воспитывают в семье. В моей именно так. Да и как может быть по-другому, когда ты внучка защитника Сталинграда и правнучка пропавшего без вести бойца, чье имя выбито на плитах Вечного огня в родном Усть-Лабинске? Да, литература и искусство помогают сформировать мировоззрение. И для меня такими сакральными стали «Момент истины» Богомолова, «Белорусский вокзал», «Офицеры»… Но когда вспоминаю, как плакал, скупо описывая тяжелые бои и контузию под Сталинградом дед-фронтовик, или прихожу с цветами в День Победы к Вечному огню с сыном, понимаю, эти эмоции уже та честь меня, которую никогда и никто не сможет отнять. Мое детство, как и детство миллионов советских детей было счастливым – мы видели ветеранов, могли с ними говорить, помогать им. Наши родители были детьми фронтовиков и, конечно, дома обязательно говорили о войне, зверстве врага и отчаянном мужестве советского солдата. Говорили по-простому, без пафоса, но почему-то именно эти слова из детства теперь всегда со мной.

 Елена БЕЛОВА, председатель Рабочего Совета АО «Рассвет»:

- Я живу теми ценностями, которые привили мне родители и семья. Семья для меня это, кроме родителей,  дедушки,  бабушки и родственники. Любовь к Родине и патриотизм прививается через уважение к своему роду, к истории семьи.  В нашей семье всегда отмечались и отмечаются важные для страны даты. Если говорить в русле патриотизма, то это 23 февраля и 9 мая. В ходе семейных посиделок под героические военные фильмы, звучали истории дедушки о Великой Отечественной войне, отца - о службе в ракетных войсках стратегического назначения, и дяди – об Афганистане. Так с самого детства и появилась гордость за причастность родных к истории страны. 

Сергей НАУМЕНКО, участник СВО:

- Советская школа, воспитание родителей, фильмы про войну. Чтобы воспитать патриотизм в современных детях, нужно создавать военно-патриотические клубы, вернуть НВП в школы, показывать больше фильмов про войну и про другие героические поступки.

Ксения ЧЕРНЫХ, предприниматель:

- Во мне чувство патриотизма заложено родителями. Папа и мама показывали мне свое отношение к стране, народу и культуре Родины в целом. Во многом помогли отношения в семье. Мы с сестрой всегда уважали своих родителей, бабушек , дедушек и других родственников. Это и было начальной основой патриотизма. В наше время тоже все зависит от семьи, от внутренней составляющей семьи. А у ребенка в школе сейчас проводятся  разговоры  о важном, где они учат гимн России, рисуют флаг страны , проходят творческие занятия с разучиванием песен и поэзии, поднятием флага и прослушиванием гимна.

Анна ФИРСОВА, музыкальный руководитель детского сада № 6:

- Для меня примером патриотизма стали мои бабушка и дедушка. Они из поволжских немцев, но родились и выросли в России, в городе Энгельсе Саратовской области. Во время войны Сталин сослал поволжских немцев в Сибирь, опасаясь, что те перейдут на сторону врага. Мои предки перенесли тогда много лишений, работали на шахте и на лесоповале, вместе со всей страной ковали победу. Когда после развала союза вся сибирская деревня, сплошь состоящая из потомков поволжских немцев, переехала в Германию, мои остались. Они говорили, что родились и умрут в России, что здесь их Родина. 

Патриотизм существовал у нас в семье, потому что у меня мама учитель, мы воспитывались на русской литературе и наших фильмах. Мой преподаватель - музыкант Нина Ивановна Папаст - тоже приложила руку к моему патриотическому воспитанию. Мы с ней много гастролировали, пели именно русские народные и патриотические песни, она меня научила играть на гармошке. Вот всё это вместе и воспитало во мне патриота. Для меня, как и для любого россиянина, 9 мая – главный праздник.

Сергей ЗЫКИН, педагог:

- Патриотизм – это любовь к Родине. Никакую любовь нельзя привить насильственно. Государство должно дать понять подростку, что и оно его любит. Эта любовь должна выражаться в возможностях. Не затаскивать детей силой на патриотические мероприятия, не навязывать дополнительные уроки. Да, на условный парад вместо 100 человек придут пять, но эти пять будут там не потому, что за участие им что-то обещано, а по зову сердца. Не надо гнаться за количеством. Сегодня подростка государство в прямом смысле терзает. Ряду организаций поставлены задачи «привлечь к». Как итог, эти «привлечения к» современного подростка просто уже достали! А то, что достало, любить сложно, это раздражает. Никого не интересует, что подросток хочет, к чему стремится. Ответственные, а это в основном лица пенсионного возраста, пытаются заставить подростков делать то, что им самим было интересно …цать лет назад. Это так не работает.

А давайте покажем кино!

Подавляющее большинство ответов – семья и кинематограф. Если люди среднего возраста учились патриотизму на старых военных фильмах, то почему кто-то решил, что современной молодежи нельзя учиться на новых?

Есть очень много современных российских патриотических фильмов, в том числе про детей, которые можно включать на разговорах о важном, классных часах или уроках истории.

Сайт film.ru составил рейтинг лучших военных фильмов российского производства: «Битва за Севастополь», «А зори здесь тихие», мультфильм «Крепость. Щитом и мечом», «28 панфиловцев», «Три дня до весны», «Война Анны», «Т-34», «Летчик», «Единичка», «Осенью 41-го». Есть еще «Солдатик», «Мы из будущего», «Брестская крепость», «Ржев», «Собибор» и многие другие. Даже старые «В бой идут одни старики», «Они сражались за Родину», «Битва за Москву» могут заинтересовать нынешнюю молодежь. 

Согласитесь, это будет намного действеннее, чем махать флажками по команде и слушать нудные лекции?

У нас нет дефицита в молодых героях – участниках СВО, ветеранах боевых действий и спецслужб. Почему их не пригласить в класс? Школьникам проще будет понять ребят, которые старше всего на несколько лет, чем кого-то из совета пенсионеров (ветеранов). Есть родители погибших бойцов, которые тоже могут рассказать про жизни и подвиги своих сыновей. Способов патриотического воспитания «не для галочки» много. Главное захотеть и подойти к делу с душой, а не для отчета.

***

Забытый герой

Вот один из ярчайших примеров «патриотизма бюрократического». В  июне 2021 года на кладбище по улице Звездной были преданы земле останки устьлабинца Ивана Якимовича Чижа, погибшего в 1941 году в Ростовской области. Поисковики установили, что Иван Чиж был казаком и воевал в 179 кавалерийском полку 66-й Армавирской кавалерийской дивизии.

Под найденными останками, по словам поисковиков, лежал проржавевший ствол от винтовки. То есть, Иван Чиж погиб с оружием в руках.

Он пропал без вести в 1941 году, в 1943-м был признан погибшим.  Его имя было увековечено в Книге Памяти Краснодарского края  (9 том) и выбито на мемориале «Вечный Огонь» в Усть-Лабинске. Живых потомков в Усть-Лабинске у Ивана не осталось. На месте его дома давно выросли многоэтажки.

На торжественном захоронении присутствовали главы района и города, депутаты, Совет ветеранов, представители казачества, духовенства, даже дети. Героя с почестями похоронили… в проходе между рядами на старой «Аллее Славы», при въезде на кладбище.

А вот так могила героя выглядит сегодня. 

Крест покосился и облез, выцветшему венку давно пора на свалку. К Ивану Чижу никто не приходит, кроме двух-трех ветеранов боевых действий. Принесут цветы, постоят, помолчат…

Никому не стыдно? Где Совет ветеранов? Где школьные «патриотические» объединения? Где общественники, так любящие читать лекции на тему любви к Родине? Где, наконец, власти?

Мы планируем ходатайствовать перед главой города о перезахоронении останков воина на Аллее Героев. Там, где похоронены погибшие бойцы СВО. Потому что павшие на поле битвы должны лежать рядом, плечом к плечу, в первых рядах, а не в проходах между чужими могилами. Также попытаемся найти возможность установить  достойный памятник.

PS: Мы готовы также выслушать мнение наших читателей.

Фото автора.